Учитесь не верить

С. Воложин.

Комментарии к книге Бенуа.

XLIII.

Л. С. Бакст, Б. Б. Лансере

"…Бакст. Он начал с нелепых анекдотов в духе Владимира Маковского”.

Что это могут быть за глупые анекдоты у Маковского (начнём с него)?

В. Маковский. Художник, продающий старые вещи татарину. 1865.

Анекдот в том, что ли, что художник не картины продаёт, а старые вещи? А Бенуа презирает Маковского за то, что и живопись-то – слаба: пестрятина. Так, что ли? Что Маковский, сам того не замечая, смеётся темою над самим собой?..

Ну а Бакст?

Самое смешное и являющееся картиной это вот.

Бакст. Коппелиус и Коппелия. 1900-е.

Предполагаю, что это видел Бенуа до выхода своей книги.

Раздражение Бенуа, видно, в том, что, не зная про балет “Коппелия”, не улыбнёшься. (Коппелия – кукла Коппелиуса, про которую никто не знает, что это кукла, а только удивляются, что девушка никогда не выходит из дому, а только смотрит в окно. И вся молодёжь в неё влюблена. Ну и т.д.) Ну и живописно эта вещь ничего особого собой не представляет.

И больше никаких анекдотов. И никакое это было не начало. И я не могу понять, как можно было так уподобить этих двух художников. – По зелени стен?

*

"…увлекся затем Фортуни и несколько лет подряд блистал на акварельных выставках своими жеманными головками”.

Фортуни. Гитана. 1870-1872.

Бакст. Женщина за чтением. 1890-е гг. Бумага, акварель.

Может, схожести между художниками нет потому, что я не смог подобрать репродукции. Но есть же и что-то, почему не смог. Я ж искал.

*

"…перешел затем к более серьезным задачам и в своем “Въезде Авелана” пытался с большой затратой энергии тягаться с Менцелем”.

Бакст. Приезд адмирала Авелана в Париж. 1900.

Менцель. Ужин на балу. 1878.

Из-за общности какой-то дымки и приподнятого настроения я подобрал картину Менцеля. А честно – я не понимаю, что Бакст у Менцеля перенимал. Поз у Менцеля – целая бесконечность. А у Бакста не больше пяти-шести. Люстр (настоящих и отражённых) у Менцеля больше десяти, у Бакста сравнимый источник света – костёр – только один. А заря ж не искусственный источник.

Не знаю…

*

Дальнейшее непременное цитирование считаю нецелесообразным из-за отсутствия конкретики и из-за того, что всё это метания художника. Поэтому – пропускаю.

*

"…к чему он, в сущности, призван. Бакст был бы декоратором…”.

 

Бакст. Восточная женщина. 1900

Бакст. Костюм нимфы-охотницы. Сильвия. 1901.

Оно-то да. Но по играющей жизнью мёртвому (одежде) и мёртвому живому (лицам) виден стиль модерн. А он способен выражать идеал.

*

"В его [Лансере] очень характерных, удивительно типично схваченных акварельных пейзажах все же неприятно поражает техническое несовершенство”.

Лансере. Никольский рынок в Петербурге. 1901. Бумага на картоне, гуашь, уголь, акварель.

И я убьюсь, но не найду, техническое несовершенство, да?

Может, это неровный тон стен? Жёлтые, зелёные, они темнеют к краям… Или дело в том, что цвета этих стен взяты без смешивания? Коричневая крыша тоже такого цвета, наверно, какого цвета коричневая краска оказалась у Лансере… Коричневый дом в тени, наверно, взят с очень малым количеством воды на кисточке, а крыша – с большим… И все различия… (Я никогда не рисовал гуашью…) А может, ещё синева блика на дальнем руле баржи?.. Как и белизна блика на ближнем руле?.. Или, может, терпеливость вырисовывания 59-ти стоек ограды?.. А ещё, может, небывалая желтизна облака?.. При натуральности всех остальных цветов…

*

"…иллюстрации к бретонским сказкам г-жи Балабановой, обнаружили в нем тонкого, чуткого художника. Лансере, живший в момент исполнения этих рисунков в Бретани и увлекавшийся этой грандиозно-сумрачной легендарной страной, сумел вложить в некоторые свои рисунки столько непосредственной фантастичности, в другие — столько тихой уютной поэзии, что благодаря этим иллюстрациям неудачная книга г-жи Балабановой получила большой художественный интерес. С тех пор Лансере неотступно подвигался вперед. Некоторая робость его штриха исчезла…”.

Лансере. Из иллюстраций к книге Е. В. Балобановой “Легенды о старинных замках Бретани” (3-е изд.; Спб., 1899).

Значит, здесь робость штриха ещё была. – В чём она? – Может, в штрихах плаща впереди идущего?

Фантастичности в данной картинке нет (то ли дело, если конь продирается через по грудь ему растущий терновник).

А тогда в чём уютная поэзия? – Может, в этой неуютности замка, валунов и неровной земли? – Для того, кто бежит от цивилизации с её ровными тротуарами и светлыми окнами, этот неуют, конечно же, есть уют.

XLIV.
К. A. Сомов

С Сомовым я разбирался (см. тутиздевательство над современниками, не смеющими себе признаться в эротизме), и мог бы не вытаращивать глаза на писание о нём Бенуа. Но нет… Незнакомые всё лица:

"Несомненно, мюнхенцы Хейне и Диц, англичане Бёрдсли и Кондер, бельгийцы Минне и Дудле — все родственные между собой художники — имеют много общего с Сомовым”.

Найду ли я что-то подобное хоть у кого-нибудь из этих?

Хейне. От безумства. 1901.

Хм. А ведь, пожалуй, нашёл.

Только очень желая, можно увидеть подобную насмешку у Юлиуса Дица, отдалённо напоминающую сомовское издевательство над персонажами своего “Осмеянного поцелуя”, написанного через 6 лет после выхода книги Бенуа.

Ю. Диц. Спящая красавица. Иллюстрация. 1904.

Через 2 года после выхода книги Бенуа (ничего другого подходящего не нашёл в интернете, может, Бенуа другое видел вживе).

Издевательство над благопристойностью состоит в том, что красавица - не красавица. Смотрите, какая длинноносая.

И она ещё, кажется, и злая.

Иначе я не смог объяснить включение Бенуа Дица в этот перечень.

Теперь Бердсли.

Он любил скандалы и его иллюстрации подвергались цензуре… Это не очень хорошо. Смеялся ли он над скрытым эротизмом? Во всяком случае, такая, вроде, подходит.

Бёрдслей. Любовная записка.

Жаль года создания не нашёл.

Наивное личико входит в противоречие с обнажённой грудью.

Я могу, похоже, прекратить вникание.

Бенуа прав.

Я только не согласен с ним, что это декаденты.

Или согласиться?.. Ницшеанцы ж пессимисты абсолютные. Чем не декаденты?..

*

Не велеречивость, а ещё одно подтверждение ницшеанства Бенуа?

"В их странной смеси уродливого и прекрасного, удивительного совершенства и странной немощи обнаруживается трагедия человеческой души, достигшей высшей точки своего развития, рвущейся уйти в другие загадочные миры и все же привязанной к житейской прозе, к скучной действительности”.

Хотя… Можно ж возразить, что просто Бенуа здорово чувствует ницшеанство, что не значит творить самому в таком духе.

*

Мне что-то расхотелось разбираться со следующими сравнениями с неизвестными мне художниками…

*

"Его пресловутый дурной рисунок — в сущности, изумительный рисунок, так как он один без всяких литературных комментариев, одними своими линиями вызывает с безусловной силой тончайшие настроения, целый мир особых ощущений”.

Оно и понятно: он же издевается над общепринятым.

Я начинаю не велеречивости комментировать…

Пора кончать, что ли?

Или я, хитрый, копируя номера и названия глав, заметил, что я подошёл к концу книги…

***

Ну что? О чём я мечтал – не вышло: увидеть во множестве, как художественная натура продирается сквозь всё и выражает своё подсознание “текстовыми” противоречиями, с нецитируемым результатом их столкновения от сочувствия каждому из противоречий. Наоборот, в большинстве можно ткнуть пальцем в то, что является образом выражаемого (иногда – неосознаваемого, но чаще – осознаваемого).

Я разочарован. Я ожидал, что случаев противоречивого будет больше. Их тут выявлено… Можно пересчитать. Я сведу в таблицу.

п/п

Интернет-

части

Произведение

"Текстовые” детали, в том числе и нарочито отсутствующие в «тексте» или те, что намекают на неизображённые реалии веры или жизни. Выражаемые этими деталями, в том числе  и отсутствующими, чувства

«Нецитируемый» результат столкновения чувств

Идеостиль

1

1

"На пашне” Венецианова.

Начало 1820-х гг.

Несбывшиеся ожидания народа на освобождение от крепостничества

Торжественное изображение вечно неизменяющейся крестьянской жизни низкой точкой зрения, пустотой, чахлостью, темой боронования и материнства

Заведомо недостижимый идеал чаемого

Пассивный романтизм

2

1

"Автопортрет” Рунге.

1802 – 1803.

Антидворянская наполеоновская сухость живописи ампира

Огромная психологическая глубина изображения: и восторженный, и глубокий, и наивный, и честный

Ценность внутренней жизни в пику внешней

Пассивный романтизм

3

1

"Музыканты” Караваджо. 1595.

Высокое, раз тема – музыка. Свет.

Притворство исполнителей-черни. Тень.

Соединение несоединимого

Барокко

4

1

"Выбор Геракла” Карраччи. 1596.

Добродетель. Одетая. Не ослепительная.

Удовольствие. Полураздетая. Ослепительная.

Соединение несоединимого

Барокко

5

2, 3

"Пейзаж с Полифемом” Пуссена. 1649.

Благородное горе от отказа Галатеи в любви Полифему

Дикие звуки свирели Полифема

Гармония высокого и низкого

Классицизм

6

3, 9

"Христос на Масличной горе” Менгса. 1780.

Ангел с небес укреплял Его

В пику рококо с его неур

Зло - аб

Он испугался и пронести мимо чашу страданий просил

авновешенностью ибо

солютно

Гармония высокого и низкого

Неоклассицизм

7

2, 3

"Святой Василий Великий” Шебуева. 1811.

Ужас наполеоновских войн

Спасительность религиозной веры, чудо появления голубя

Гармония высокого и низкого

Академизм

8

3

"Виттория Кальдони” Овербека. 1821.

Натура – красивейшая из женщин, символ Разума. Попираемого, как показывает история.

Искажение красоты примитивизмом

Бегство в пробуддийское бесчувствие

Назарейство

9

3

"Дмитрий Донской на Куликовом поле” Кипренского. 1805.

Когдатошняя и тогда желанная победа в пику теперешним и ужасным.

Изображены слёзы, умилительные жесты

Ценность внутренней жизни в пику внешней

Пассивный романтизм

10

3

"Охотники на снегу” Брейгеля. 1565.

Тёмное

Сквозь тонкий прозрачный слой тё

гру

Светится

мной краски просвечивает белый

нт

Соединение несоединимого

Барокко

11

3

"Автопортрет в вельветовом берете” Рембрандта. 1634.

Самодовольство в выражении лица

Мрак кругом

Всё – ладушки. Такова жизнь. Трезвость и объективность

Реализм 17 в.

(Удовлетворённость любой данностью)

12

3

"Портрет Иеремиаса Деккера” Рембрандта. 1666.

Уходящий из жизни субъект

Ослепительный воротник

Всё – ладушки. Такова жизнь. Трезвость и объективность

Реализм 17 в.

(Удовлетворённость любой данностью)

13

3

"Автопортрет” Рубенса. 1628 – 1630.

Несчастненький

Краснощёкий

Вывернется

Барокко

14

4

"Кораблекрушение” Верне. 1759.

Зло природы – пришлось покинуть корабль

Красота природы –облаков, прибоя, солнца

Гармония невзгоды и красоты

Неоклассицизм

15

5

"Спящий пастушок” Венецианова. 1823 – 1826

Сонное оцепенение как Вечность

Худосочный пейзаж

Русская исключительность в гордости страдателя

Зародыш ницшеанства

16

5

"Преподобный Сергий Радонежский” Нестерова. 1899.

Святой

Худосочный пейзаж

Русская исключительность в гордости страдателя

Ницшеанство

17

5

"Диана на охоте” Алексеева (Сыромянского). 1846.

В полумраке тени солнечного дня

Блеск тела и накидки в пробившемся солнечном луче

Эффект кипения в действии пустом

Упадочный романтизм (эпигонский)

18

5

"Романтический пейзаж” Лессинга

Непрерывные поражения Германии от Наполеона, поражения самого Разума

Меланхолия прекрасного пейзажа = пейзажа души

Ценность внутренней жизни в пику внешней

Пассивный романтизм

19

6

"Каменноостровский мост” Галактионова. 1822

Своя, родная, милая природа

Жалкая (плоскость ландшафта, одинаковая высота деревьев) природа

Русская исключительность в гордости страдателя

Зародыш ницшеанства

20

6

"Вид реки Мойки со стороны Императорских конюшен” Мартынова. 1810

Казёнщина, полузаброшенность (ряды одинаковых, архитектурно неукрашенных окон, неубранные после постройки набережной камни)

Особенный морской воздух (много пара, и облака от необлаков почти не отличаются; но почти голубое небо отлично противостоит почти охряным стенам)

Фантастический народ – любит свою невидность

Зародыш ницшеанства

21

6

"Лунная ночь в Петербурге” Воробьёва. 1839

Почти полная зависимость в выборе сюжетов и способов их обработки от посторонних указаний. Ну кто он? Сын вахтёра в Академии Художеств

Выбор самого красивого в Петербурге – Невы, и наиболее возможного по разнообразию красок – в небе, в воде

Ценность внутренней жизни в пику внешней

Пассивный романтизм

22

7

"Барка Данте” Делакруа.

1822

Отрицание тёмным колоритом верха, этого света

Отрицание беспомощностью трагизма (позами не могущих взобраться на этот свет) того света

Утверждение вообще иномирия, безрелигиозного

Ницшеанство

23

7

"Каир” Декана. 1868.

Взаимопроникновени

Тени светятся

е света и тени

Цвет синего неба как-то затемнён

Такова, оказывается, жизнь тут, иная; из-

за иного климата.

Реализм

24

7

"Марокканец, седлающий коня” Делакруа. 1855.

Всюду

Тусклая прозаичность буржуазной Франции

плохо

Кричащие краски, режущие глаз, конь кусает наездника, наездник насилует волю коня, седлая. Все – в конфликте

Утверждение вообще иномирия

Ницшеанство

25

7

"Храм Аполлона эпикурейского” Брюллова. 1835.

Нищенская жизнь современного греческого народа

Величие его прошлого (храмы)

Так жить нельзя!

Гражданский романтизм

26

8

"Осада Пскова” Брюллова. 1839.

Преимущественно крестный ход. Дух.

Против техники (сильный взрыв, образовавший огромный проход в крепостной стене)

Открытие, до сих пор никому не ведомое: историю делает народ

Реализм-социо

открытие

27

8

"Сон бабушки и внучки” Брюллова. 1829.

Насмешка (всей мощью живописного контраста) над женщинами прошлого века

При отъезде одной за дру

муж

Насмешка (всей мощью живописного контраста) над девушками нового века

гой жён декабристов к ьям

Ирония к теме изображения

Эхо гражданского романтизма

28

9

"Сцена из Ада” Виртца. 1864.

Ненавистны Наполеону индивидуалисты, что против мирового господства капитализма

Ненавистен индивидуалистам Наполеон, гонящий на войны и гибель индивидуумов

Утверждение вообще иномирия, безрелигиозного

Ницшеанство

29

9

"Взятие крестоносцами Константинополя” Делакруа. 1840.

Не жаль жителей в их пресмыкательстве (никакой отделки)

Всё с христи

Отвратительны завоеватели (небрежно нарисованы)

анами плохо

Утверждение вообще иномирия, безрелигиозного

Ницшеанство

30

10

"Русалки” Бёклина. 1886

верхний красно-рыжий цветовой мотив русалки постепенно

холодеет, опускаясь книзу, к голубовато-синему тритону в воде

Гармоничный, завораживающий мир… где-то когда-то, раз это в принципе мыслимо

Символизм

31

10

"Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных” Репина. 1895.

Реальность: резкий рост взяточничества в стране из-за роста капитализма при росте чиновничества. Но известно это только статистике.

Обратная тема картины: резкий рост нравственности, сопровождавший наделение христианства государственной религией, - при живописной насмешке: нарушении закона двигаться глазу только вглубь картины (казнимый лжепреступник наклонился к нам).

Капиталистический рост взяточничества возмутителен.

Реализм-социо

открытие

32

10

"Дон Жуан и донна Анна” Репина. 1887-1896

Герои Пушкина были честны ибо лишь в исторической перспективе идеала Пушкина люди становились нравственнее

Театральностью осмеять честность безнравственных

Рост капитализма связан с ростом безнравственности

Реализм-социо

открытие

33

10

"Дуэль” Репина.

Принятость дуэлей

Зелёное, природное, естественное отторжение взволнованных, хоть как-то причастных к дуаэли.

Открыл безобразие дуэлей

Реализм-социо

открытие

34

11

"Пётр I допрашивает царевича” Ге. 1871.

Пётр имеет вид правого

Алексей имеет вид виноватого

Нетеатральность внешняя

Но молчание… длится.

Но Алексей не покаялся.

Театрального накала страсти внутри

Страсти – это плохо. Хорошо - толстовство

Пассивное ницшеанство

35

13

"Продажа Иосифа братьями” Овербека. 1817

Драматический момент изображён (как и современная история, не достойная Разума)

Переживания не изображены (примитивизм, мол, не умеющий переживания изображать)

Бегство в пробуддийское бесчувствие

Назарейство

36

13

"Видение св. Луиджи” Дольчи. 1675

Отрицание (красным платьем) ценности невинности Матери Божьей, всё-таки богоизбранной

Отрицание (трупным цветом лица) ценности невинности Луиджи, всё-таки обычного человека

Надо соединять богоизбранное с обычным

Барокко

37

13

"Магнификат” Боттичелли. 1481.

Отсутствие божественных и ангельских признаков и красота лиц

Постные лица

Так жить: по челове-чески, - нельзя! Надо – духовно!

Раннее проявление

Позднего Возрождения

38

13

"Явление Христа народу” А. Иванова. 1837 – 1857.

Все в такой надежде.

Высокая тема.

Никто Христа не видит.

Пестрота мучительно рябящей в глаза мозаики (одежды чистого цвета: красного, оранжевого, желтого, голубого, - даль - синяя)

В сверхбудущем победящая

надежда на “новое христианство” - утопический социализм

Символистский реализм

39

14

"Три странника, возвещающих Аврааму рождение Исаака” А. Иванова. 1850-е.

Тема – не такие чудеса, как исцеление, доступные внушению, а совсем противоестественные зачатие у очень старой женщины.

Всё естественно: Сара – не старая, у странников – ничего мистического. “Прозрение человеческого духа”, а не чудо.

В сверхбудущем победит идеал:

рукотворное лучшее будущее – утопический социализм

Символистский реализм

40

14

"Тайная вечеря” Ге. 1861 – 1863.

Бытовой, простецкий реализм поражения Христа, даже размера теней

Гигантизм теней

В сверхбудущем победа идеализма над материализмом

Символистский реализм

41

14

"Голгофа” Ге. 1893.

Тема: совершенная слабость человека Иисуса

Безобразно-яркая мазня (яркие голубизна, зелень, фиолетовость)

Бог нас оставил!

Экспрессионизм

42

14

"Закат на море в Ливорно” Ге. 1862.

Для кого-то, может, нестерпимая мазня

Для меня красота пейзажа

Ценность своеволия внутренней жизни в пику неприятию жизни внешней

Пассивный романтизм

43

15

"Богатыри” В. Васнецова. 1881 – 1888.

"Живо” неживое – высохшая степная трава, необычные облака

Как бы не живо (замерли) живое (богатыри).

Иномирие

Модерн

44

17

"Еврейское кладбище” Рейсдаля. 1657.

Страшенная гроза, мрак. Кладбище

Гроза прошла, радуга сияет, бьёт ослепительный солнечный луч здесь и там. Буйно живущая природа.

Сдержанная радость просто жизни

Реализм 17 в.

(Удовлетворённость любой данностью)

45

18

"Христос в пустыне” Крамского. 1872.

Тяжёлые мысли от социального тупика с теперешними угнетенными и слабыми людьми

Далёкие дали природы

Сверхисторический оптимизм о социуме

Символистский реализм

46

18

"Русалки” Крамского. 1871

Сегодня недоудовлетворённость временностью (пока полнолуние) жизнью на суше

Неудовлетворённость эта – всегдашняя, неустранимая (такова легенда)

Сверхисторический оптимизм о социуме

Символистский реализм

47

19

"Цыганка” Хальса. 1628 – 1630.

Черна, патлата и грязна

Щекастая и здоровая

Детский оптимизм: жизнь уже хороша такой, какая есть

Реализм 17 в.

(Удовлетворённость любой данностью)

48

19

"Крестный ход” Репина. 1880 – 1883.

Какой религиозный народ в России

Какой в России поверхностно религиозный народ

Скоро в России народ вообще будет нерелигиозный

Реализм-социо

открытие

49

19

"Офелия” Миллеса. 1852

Офелия, как живая видится (писано с натуры, женщина лежала в ванне)

Натурализм (любовь, приятие)

Офелия утопленница

неприятного довольным. Зла.

Зло надо не принять просто: уйти в бесчувствие, как в пробуддизм

Прерафаэлитизм

50

19

"Железопрокатный завод” Менцеля. 1872-1875

Нормальное выражение лиц

Животноподобное безразличие к ужасной обстановке

Рабочим нечего терять в капитализме

Реализм-социо

Открытие

51

20

"Восход солнца в тумане. Рыбаки чистят и продают рыбу” Тёрнера. 1807.

Необычный цвет тумана на восходе (жёлтый), не замечаемый рабочим людом

Память об обычном цвете тумана (сером), знаемом не рабочим людом

Нельзя не рабочему люду найти необычное

Пассивный романтизм

52

20

"Вид Тиволи близ Рима” Ф. Матвеева.

Необычный цвет горной дали (синий)

Память от обычном цвете горной дали (с зелёнью)

Хорошо то, что недостижимо

Пассивный романтизм

53

21

Все знаменитые картины Ф. Васильева

Нарядность и шик

Смена погоды

Грядёт… Грядут перемены

Реализм-социо

открытие

54

22

"Рыбаки в море” Тёрнера. 1796.

В столь бурной воде

Ловят рыбу, как чайки - обычность

Опасно? - Такова жизнь. Мудрость.

Реализм-социо

открытие

55

22

"На пашне” Клодта. 1872

Бесконечность - позитив

Непритязательность - негатив

Гордость вечной непритязательностью как русской исключительностью

Ницшеанство

56

22

"Лес Фонтенбло” Диаза. 1868

Какое-то весёленькое освещение

Непролазность

Да здравствует самая простая жизнь

Реализм

(Удовлетворённость любой данностью)

57

22

"Бурелом” Шишкина. 1888

Непреодолимое

В принципе преодолимо сильным

Расцвет русского народа в конце XIX в.

Реализм-социо

открытие

58

23

Многое Саврасова

Непритязательность

Величие (из-за далей)

Русскость

Ницшеанство

59

24

"Покорение Сибири Ермаком” Сурикова. 1895

Страшность лика Христа на знамени

Страшны полчища дикарей

Переживание “над Добром и Злом” от мерзости этого мира

Ницшеанство

60

24

"Утро Стрелецкой казни” Сурикова. 1881.

Страшено лицо стрельца

Красиво лицо обозлённого стрельца

Страшно лицо Петра I

Красиво лицо злого Петра I

Переживание “над Добром и Злом” от мерзости этого мира

Ницшеанство

61

24

"Меньшиков в Берёзове” Сурикова. 1883.

Чарующий

Ужас зимы

Переживание “над Добром и Злом” от мерзости этого мира

Ницшеанство

62

24

"Переход Суворова через Альпы” Сурикова. 1899

Проигранная кампания

Смех Суворова

Переживание “над Добром и Злом” от мерзости этого мира

Ницшеанство

63

24

"Боярыня Морозова” Сурикова. 1887

Кажущееся отсутствие перспективы (толпа мешает проезду, Т-образная улица похожа на тупик).

Трагедия по теме

Перспектива строго выдержана

 

Так всё красиво

Переживание “над Добром и Злом” от мерзости этого мира

Ницшеанство

64

25

"Осень. Дорога в деревне” Левитана. 1877

Гордится (какая даль!)

Ничтожество (какая грязь)

Гордиться бедностью – это исключительность

Ницшеанство

65

25

"Могила на Волге” Саврасова. 1874

Бесконечность далей и неба

Сверхконечность умершей новорождённой

Плохо на земле, только в иномирии было б хорошо

Ницшеанство

66

25

"Над вечным покоем” Левитана. 1893

То же

Почти то же

Плохо на земле, только в иномирии было б хорошо

Ницшеанство

67

25

Первые картины Серова

Абы как нарисовано абы что (если смотреть вблизи)

Более нормально всё выглядит (если смотреть издали)

Хороша абы какая жизнь

Импрессионизм

68

25

"Девушка, освещённая солнцем” Серова. 1888

Ни красоты лица, ни фигуры

Экий фонтан красок

Хороша любая девушка

Импрессионизм

69

25

"Месильщицы теста” Цорна. 1889

Рабыни мануфактуры, довольный ничем ребёнок

Широким мазком свободно лепит формы

Хороша абы какая жизнь

Импрессионизм

70

26

"Осенью (Девушка в саду)” Коровина. 1891

Некрасивая девушка

Живописный строй: оранжевый, бледно-зелёный, сине-фиолетовый

Хороша абы какая жизнь

Импрессионизм

71

26

"Пустынник” Нестерова. 1888-1889.

Чахлая природа – не на материальное нацеленность

Зеркальная гладь озера – несокрушимая нравственная сила

Игнорирование всего вокруг. Идеал - иномирие

Ницшеанство

72

26

"Под благовест” Нестерова. 1897.

Противные монахи.

Несчастность природы

Недостижительность – это хорошо для желания вообще иномирия.

Ницшеанство

73

27

"В саду” Светославского.

1900-е.

Подразумевается, что это обычность: сад и женщина в нём

Колоссальная скука (женщина аж еле сидит), а причины - нет

Эта жизнь настолько нестерпимо скучна, что иномирие только могло б удовлетворить

Ницшеанство

74

27

"Догорающий день” Светославского.

Подразумевается обычность: провинциальная скука

Чудовищная скука (свинья на улице как обычность, затрушенность)

Эта жизнь настолько нестерпимо скучна, что иномирие только могло б удовлетворить

Ницшеанство

Хм, много набралось. Наверно, оттого что я дополнительно вдумывался. – Лишнее доказательство того, что с подсознательным имел дело.

22 июня 2015 г.

Конец 30-й интернет-части книги.

Перейти к другим интернет-частям:

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)