С. Воложин.
Нестеров. Святая Русь.
Художественный смысл.
Ницшеанство. |
Неужели открытие?!.
Одно колоссальное наблюдение я за собой числю: что на картине А. Иванова “Явление Христа народу” никто Христа не видит.
Теперь у меня появилось подозрение, что Нестеров это заметил и решил повторить на своей картине “Святая Русь” (1901-1906). В лицо Ему никто не смотрит.
Нестеров. Святая Русь. 1901-1906.
Проверим.
О стоящей на коленях речи нет, как и у Иванова об обращённых к зрителю спиной.
При данном увеличении можно подозревать, что смотрят в Его лицо, следующих:
Первый. Это не девушка, это семинарист (https://pravoslavie.ru/121161.html).
Лицо его, чуть повёрнутое влево, направлено точно на Христа, ибо он стоит чуть левее Христа (глядя от Христа). То есть он бы смотрел прямо на Его бороду, если б не отвёл взгляд круто влево.
Вторая.
Эта стоит прямо напротив Христа. На расстоянии двух вытянутых рук. Так, во-первых, её взгляд улетел в бесконечность, а не на нечто направлен, так близко от неё расположенное. Во-вторых, она не в профиль изображена, а чуть повёрнутой влево. И смотрит в том же направлении. Так направленные глаза вряд ли видят лицо Христа.
Третья.
Лицо этой и взгляд точно в той же плоскости, что и у второй, но стоит она на шаг правее (глядя от Христа), чем вторая. То есть эта плоскость тем паче не находит Христа, хоть девочка и не смотрит вдаль. Кроме того от горизонтали угол зрения её (перпендикуляр к радужке) определился как 34 градуса. А от горизонтали угол линии, соединяющей глаза Христа и девочки, определился как 24 градуса.
Четвёртый.
Этот, поскольку он изображён точно в профиль, смотрел бы на рот Христа (см. вторую репродукцию), если б стоял строго против Христа, как вторая. Но он стоит ближе к нам, то есть не против Христа. То есть и его взгляд лицо Христа минует.
Пятая.
Лицо её в профиль и против Христа она стоит, но взгляд отвела резко от Него. Ближе к нам стоящую чёрную старуху я не заподозрил, потому что у неё лицо наклонённое вниз. А при большом увеличении видно, что она тоже вбок от Христа смотрит.
В общем, подозрение подтвердилось. Картина, как и у А.Иванова – подрывная для православия. Прав был Лев Толстой:
"Картина Нестерова, сказал Толстой, – это панихида русского православия” (https://r8.rbook.top/book/12623625/read/page/445/).
Где-то прочёл, что вместо пятой должен был стоять Максим Горький.
Оно и понятно, раз Нестеров оказался ницшеанцем (см. тут, тут, тут, тут, тут, тут и тут). Горького тогда некоторые понимали ницшеанцем. Может, он и сам так про себя думал, раз завёл такие же усы, как у Ницше.
Тот факт, что Нестеров струсил Горького рисовать, о чём говорит? Тот после Кровавого воскресенья выступил с призывом к свержению царя, попал в Петропавловскую крепость… Нестеров понимал, какую подрывную картину пишет? Тогда под вопросом, что его ницшеанство было подсознательным идеалом к этому времени. Хоть если читать, как он говорил о старцах и т.п. по воспоминаниям Петелина (см. указанную ссылку), то это свидетельство, что его сознанию его ницшеанство дано не было.
13 мая 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/neujeli-otkrytie-627eb297324bda5b3a6351e5?&
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |