Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Нестеров. Видение отроку Варфоломею

Художественный смысл

Ницшеанство.

 

Почему Нестеров живописал ни во славу православия, ни во славу символизма.

 

Для веселия

планета наша

мало оборудована.

Маяковский.

Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое обстоятельство на планете на грани веков можно прореагировать, в общем-то, двояким образом: 1) творчески побежать изо всех сил к благому для всех идеалу (к коммунизму-анархии), как сделал Маяковский футуризмом (и другие русские авангардисты) – в ненависти на символизм, лялякающий о сверхбудущей достижительности благого идеала для всех и 2) творчески убежать вообще вон из Этого мира в метафизическое и принципиально недостижимое метафизическое иномирие, радость от которого только умение дать ему образ – в виде принципиальной недостижительности, веками, по Нестерову, царствующей в России.

(Так Нестеров ещё мало деформировал действительность, по сравнению с другими русскими, зря называемыми авангардистами, ибо какой же авангард ведёт к иномирию. За сравнительно малую деформацию принципиально и было возможно людям ошибаться и думать про Нестерова, что он в творчестве символист или верующий православный. Про другого, мало деформирующего, Чехова, ошибочно думали, что он – критический реалист.)

Так Чехов хоть чахоткой болел. Она тогда была неизлечима. А Нестеров… Мёрли его жёны и дети, и раз бросил он семью с детьми, и не складывалась семейная жизнь с другими, очень его любившими. – Ну нет на Этом свете счастья и всё! Бог умер, - как сказал Ницше. Царит на Этом свете Зло. И посылает иногда мистические знаки. Например, на свадьбе Нестерова (первой и против воли отца) был доктор, и он с неё ушёл к роженице, и не успел, и она умерла, как умерла при родах впоследствии и первая жена Нестерова. Православный так не посмел бы думать. И символист, не христиански исповедующий благое для всех сверхбудущее, - тоже. Символизм не зря был не христианский, а потому, что очень уж церковь себя опозорила к тому времени – догматизмом на фоне победительной науки. Бунтари мечтали об обновлении церкви, а та их преследовала. Но все они не думали, что царит – Зло. А оно – царило. И бегство было – только в иномирие.

И образом его в главном произведении Нестерова “Видение отроку Варфоломею” (1889-1890) является многочисленные куски холодного тона в, казалось бы, тёплой религиозной картине. Не та, мол, Россия страна, где тепло, даже когда тепло.

Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 – 1890.

"Почти все цвета, используемые художником для ее написания, - солнечные и радостные: желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, охра” (http://fb.ru/article/160073/istoriya-i-opisanie-kartinyi-videnie-otroku-varfolomeyu-nesterova).

Ну-с. Довольно много нарисовано и холодным цветом: голубой просвет в сплошной высокой облачности (от желтизны, что ли, она кажется высокой?). Затем: два синих купола церкви (они, правда, маленькие), все ели (оттого, что ли, что они отдельные в окружении жёлтых, осенью, деревьев, впечатление, что и их мало?). Затем: голубо-зелёная речка, что ли, вдали. Затем: вся растительность над этой вроде-рекой (может, это тень от облаков? И тогда день, не серый и тусклый, как пишет Бенуа, а, наоборот, солнечный. Правда, тень от отрока тогда слишком коротка). Затем: штаны отрока и башлык монаха – синие (зато и их мало). Ещё: ковчежец в руках монаха, колеи разъезженной дороги, два сарайчика в центре и отражение неба в речке слева (всего, правда, мало). Ещё – синие васильки. Так их предельно мало. Только и могут, что подчеркнуть теплые тона вокруг. (Бенуа понял, что тут пасха, но васильки цветут с июня.)

Ещё есть один, неизобразительный образ иномирия…

В “Житии и чудесах преподобного Сергия игумена Радонежского” (https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premudryj/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/#0_5) есть 44 слова с буквами “видени”. Но ни одного – в главе “О том, как Варфоломею было даровано познание грамоты от Бога, а не от людей”, - в главе, которая и проиллюстрирована Нестеровым. – То есть он назвал иллюстрируемое не бывшим, а видением. – Всё врут календари!

Наконец, подозрительно чёрен и безлик старец.

И – совсем рискованное соображение. – Вы не находите, что какой-то мертвенностью отдаёт лицо мальчика: нет полутеней на нём? – Не знаменитый ли это приём стиля модерн (стиля признанного ницшеанским), в котором многие тогда писали: одушевлённое отдаёт мертвенностью, а неодушевлённое – жизненностью. Всё растущее как бы дрожит от жизни. – Это столкновение противочувствий (по Выготскому) рождает третье переживание, катарсис, подсознательный. Который в акте последействия искусства (тоже термин Выготского) осознаётся как иномирие.

Замечательно высказался о Нестерове Святослав Котельников:

"…картины Нестерова, его холодный колорит, знаете, это как летнюю природу убили и в морозильник положили. Зима у него никакая, но не такая страшная как замороженное лето”.

23 ноября 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/pochemu-nesterov-jivopisal-ni-vo-slavu-pravoslaviia-ni-vo-slavu-simvolizma-5fbc01156ea65c24b3e50d5a

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)