С. Воложин
Некрасов. Коробейники
Художественный смысл
Крестьянский социализм. |
Некрасов некрасив
Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по нитке), находить в известном литературоведении подтверждения “своей” теории и истории.
Я не стану эту свою теорию и историю систематически излагать, стану только описывать подтверждения.
Нет, кое-что надо всё-таки обозначить. – Художественным я предлагаю считать только то, что имеет кроме эстетической ценности (экстраординарного) ещё и такие текстовые странности и недопонятности, которые есть следы подсознательного идеала автора. Эстетического можно достичь и осознаваемым образом. Назло, скажем. Как Некрасов, выступая против дворянской поэзии (за разночинную), брал и высокими ритмами Пушкина и Лермонтова (бывшими в памяти образованного общества) излагал низменные дрязги людей попроще.
А Тургенев плевался.
Так мне привелось (тут, тут, тут, тут и т.д.) обнаружить, что Тургенев в своих знаменитых романах, рассказах и стихах в прозе был не реалист, и ницшеанец. Очень разочарованный автор, убегавший – мимо своего сознания – в метафизическое иномирие, противоположное христианскому тому свету.
Естественно, что себя он считал настоящим художником, чуя в себе вот это иномирие как ЧТО-ТО, словами с трудом выразимое, вероятно, плохо выраженное им прежде, из-за чего он продолжал писать и писать в надежде, что получится лучше.
Всё осознававшего в своём творчестве Некрасова он потому не переносил:
"…г-н Некрасов — поэт с натугой и штучками; пробовал я на днях перечесть его собрание стихотворений... нет! Поэзия и не ночевала тут — и бросил я в угол это жеванное папье-маше с поливкой из острой водки” (Эйхенбаум. https://imwerden.de/pdf/eichenbaum_o_poezii_1969_text.pdf).
Некрасов был по преимуществу творцом произведений прикладного искусства, приложенного к идеям борьбы с царизмом и за избавленный не только от крепостничества, но и от земли, народ. Идеал его был осознаваемым, герценовским – крестьянский социализм. В России из-за отсталости всё стало очень политизированным, вот и сверхценное искалось "в умении быть актуальным, слышать голос истории” (Там же). А это – грубость в области искусства. И обеспечивало – опять – отсталость. То вообще было время начала выхода масс на арену истории. И те, у кого нос по ветру, начали творить массовое искусство. "Нужен был человек, который заговорил бы с народом на понятном ему и любимом языке. ..” (Там же). Или как Вейдле сказал про ХХ век: искусство превратилось "в социологический трактат, как это уже случилось с романами Золя и как это снова становится чуть ли не правилом в американской, советской и отчасти немецкой литературе” (https://predanie.ru/book/73253-umiranie-iskusstva/). Или тот же Эйхенбаум: ""Толпа” часто значит гораздо больше в жизни искусства, чем “избранный круг” профессионалов и любителей”.
И ведь как страстно…
Я от костей твоих и плоти,
Остервенелая толпа!
Прикладное искусство вообще сильнодействующее. За то и нравится массам.
Но!
Большой поэт не может что-то в своё произведение не запустить, рождённое всё-таки из подсознательного идеала. Запускает мимо своего сознания. И в статье одной, о “Коробейниках”, мне удалось-таки найти такие примеры. Но там не был описан пример, видный мне теперь, при чтении Тынянова о Некрасове. Тынянов кроме лингвистических и тематических прозаизмов, вводимых в “высокие” ритмы дворянской поэзии под влиянием осознаваемого идеала крестьянского социализма, вводил прозаизмы и в песенные жанры.
"Песенный стиль не терпит enjambements — выходов синтаксической единицы за пределы метрической; такие выходы обычны для стихотворного драматического диалога или для прозаической конструкции, когда она играет роль важного ингредиента. У Некрасова в песенных формах… [этот перебой] встречаются” (http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist1.htm).
Угадайте, где?
Где описывается торжество торгаша:
Старый Тихоныч так божится
Из-за каждого гроша,
Что Ванюха только ежится:
“Пропади моя душа!
Чтоб тотчас же очи лопнули,
Чтобы с места мне не встать,
Провались я!..” Глядь — и хлопнули
По рукам! Ну, исполать!
Где описывается угрызение совести торгаша:
Что невесел? ох да ох!”
— В день теперя не отплюешься,
Как еще прощает бог:
Осквернил уста я ложию —
Не обманешь — не продашь!
Где торгаш жалуется:
— Нашим делом нынче многого
Не добыть — не те года!
Где торгаши нехорошо смеются над бурлаками:
По реке идут — с бурлаками
Разговоры заведут:
“Кто вас спутал?” — и собаками
Их бурлаки назовут.
Где перехитрить друг друга хотят торгаши и разбойник:
"Что вы шепчетесь?” — Да каемся,
Лучше б нам горой идти,
Так ли, малый, пробираемся
В Кострому? — “Нам по пути,
Я из Шуньи”. — А далеко ли
До деревни до твоей? —
“Верст двенадцать. А по многу ли
Поделили барышей?”
А перебои ритма, - как и сам ритм, если он оригинален, - рождается из подсознательного идеала (не всё ж ему – крестьянскому социализму у Некрасова – обитать исключительно в области сознания).
Мало новизны получилось: переиначил Тургенева и Тынянова. Ну всё же не ноль…
Из иллюстраций я нашёл единственную, соответствующую негативности по отношению к, увы, неизбежности, похоже, капитализма в России после 1961 года (года написания “Коробейников” и года отмены крепостного права), - негативности, выражаемой в стихах перебоем (enjambements), а в иллюстрации – вдруг падающей сосной.
Кустодиев. Иллюстрация к "Коробейникам" Некрасова. 1922.
15 октября 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/nekrasov-nekrasiv-5f88a9f2ff07445a5c665c80
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |