Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Питер Брейгель Старший. "О Донна Анна".

Фотошоп.

Мол, подлинник.

 

Настырно

Настырно – это противно. Особенно тому, у кого иное мировоззрение, чем то, к чему в синтезе из анализа, я привожу своего читателя, демонстрируя какую-нибудь репродукцию.

Это обидно. Ведь очень непростая работа эти анализ и синтез. – Нет. Того процесс не интересует. Ему подавай душевное спокойствие в итоге.

А ведь это главное предназначение искусства – испытывать сокровенное в человеке.

Видимо, человечество в целом по этой причине обеспечивает неумирание искусства, а в частности кто-то из него, человечества, категорически не хочет подвергаться испытанию.

Ну я буду рассчитывать не на трусов.

Было в истории Западной Европы очень тревожное столетие – шла религиозная война протестантов и католиков. Первые вторых считали очень грешными и были за аскетизм. Вторые первых – тоже, но с замутнённой принципиальностью. Усталость от затяжной войны породила стиль барокко, общая идея которого – соединение несоединимого. Эта идея имела вариации. Караваджо отвергал обе крайности и улетал в какое-то иномирие настоящей веры (см. тут). А Питер Брейгель Старший – в толерантность (см. тут тут тут тут).

Но, если вы спросите поисковик: “Питер Брейгель старший барокко”, - то вы мало найдёте сайтов, где б связали этого художника с барокко. И только мой сайт найдёте, если замените “барокко” на “толерантность”. Поэтому, раз я сейчас стану ещё раз доказывать некую серединность его подсознательного идеала, то я нарвусь на “фэ” противников быть и нашим, и вашим.

А я не могу пройти мимо открывшегося мне факта находки* этюда Брейгеля к его знаменитым “Охотникам на снегу”.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565.

Брейгель. "О Донна Анна".

Воистину верно пишут, что в этюде наиболее видно, что хотел “сказать” автор.

Смотрите, как наглядно видно противоречие всех – этой женщине. Все: и животные и люди, - заняты тем, что ниже пояса, низменным. Собаки – нюхают метки мочой, какие пооставляли тут другие собаки. Охотники – стараются не упасть на очень крутом спуске и очень внимательно смотрят себе под ноги. Какую-то снедь готовящие на костре люди тоже наклонены вниз, к делам рук своих. И только тоже смотрящая вниз женщина на коленях перед деревом, душою где-то высоко вверху. Богу, наверно, молится. – Брейгель – за среднее!

На собственно картине он молящуюся женщину вблизи заменил на потрясающие горы вдали справа (хоть в Голландии нет никаких гор). Гор, которых никто из людей и животных не замечает.

И никто из тех, кто как-то повторял мотив охотников на снегу, не усёк особой роли потрясающих гор.

Питер Брейгель Мл. Трактовка картины отца.

Вы уверены, что там, вдали справа, горы, а не облака?

Якоб Гриммер. Зима.

Якоб Гриммер. Зима.

Агнес Тайт. Каток в Центральном Парке. 1934.

Франц Седлачек.

Ну и так далее. Даже странно: такая глухота…

5 марта 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZATLBrfPlgloOQG9?referrer_clid=1400&&partner_user_id=[object%20Object]

* - Это фотошоп. Если женщина встанет - окажется великаншей.

- Хм, в самом деле. Её лицо, похоже, в полтора раза больше лица находящегося за нею охотника, а тот не так уж далеко от неё идёт.

А ну, проверим ещё, воспользовавшись тем, что наполнение этюда, кроме женщины, полностью совпадает с картиной (что само по себе не может быть).

Линия горизонта находится чуть не на высоте тех дальних слева скал.

За рост ближнего охотника можно считать красную жирную линию. Предположим, что он такого же роста, как и чуть дальше от него идущий охотник. И предположим, что ближний находится из-за склона выше дальнего на длину икры. Отложим эту величину от низа икры вниз (жёлтая линия). Нижняя точка жёлтой линии это уровень стояния дальнего охотника. Отложим от этого уровня по вертикали рост ближнего охотника (тем же красным цветом). От низа икры дальнего охотника проведём вертикаль длиной, равной его росту. Зелёную.

- Проведём через крайние точки этих вертикалей линии схождения к горизонту. (На линию горизонта я не попал, но это из-за неточностей откладывания длин. Пренебрежём этим.)

Предположим, что женщина стоит на половину длины икры выше по горке, чем ближний охотник. Значит, если отложить от жёлтой вертикали вниз половину длины этой вертикали (синим цветом), то получим уровень стояния женщины такой же, как уровень стояния дальнего охотника.

Рост женщины, стоящей на коленях у дерева отложим синей линией на дереве. А потом синюю линию такой длины отложим от (синего) уровня стояния этой женщины, если б она стояла на уровне дальнего охотника. Эта линия длиннее красной линии стоящего на том уровне ближнего охотника. То есть рост вмонтированной в картину женщины на коленях больше роста стоящих на ногах охотников.

Что есть абсурд.

И что значит иметь идею-фикс о толерантности как подсознательном идеале зрелого Брейгеля. Она руководит всем существом потерявшего критичность интерпретатора. И он готов пуститься во все тяжкие ради ещё одного доказательства своей идеи-фикс.

Я теперь, обмишулившись, вынужден просить читателя пойти по всем ссылкам, где выведена эта толерантность, чтоб убедиться, что хоть там у меня всё в порядке.

6 марта 2023 г.

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)