Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Васильев О. Обложка книжки "Злое утро".

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Это не высасывание из пальца…

Знаете, что такое бритва Оккама? – "Не следует умножать сущности сверх необходимости”. Оккам считал, что всем распоряжается Бог, это просто, и не нужно лезть в дебри естествознания, что есть усложнение. Ненужное.

Так вот эту бритву иногда не сто`ит применять. Колумб бы не открыл Америку, если б не поплыл в Индию вокруг всего земного шара.

Есть такие люди среди художников, ницшеанцы, которые сверх всякой крайности во всём-всём разочаровались. Их обычные люди даже и не понимают. Но искусствоведы не обычные люди. Лезут в дебри. Даже в подсознание – в поисках идеала. Для чего ищут “текстовые” странности и усматривают их порой, как говорится, на ровном месте, где другой их не видит.

Вот обложка книжки ультраразочарованного художника Олега Васильева.

Васильевс. 1968.

Я вижу странность в том, что название выполнено тёплыми красками (красной и жёлтой), а всё остальное – холодными. Ну почти всё.

Так я, узнав у толкового искусствоведа (Алленова), что такое концептуализм, могу объяснить, зачем так сделал Васильев. При этом, читая у других искусствоведов о концептуализме, я ничего не понимаю. И подозреваю, что они и сами не понимают, что они пишут. Рассчитывают, что им сойдёт, потому что не найдётся, кому их раскритиковать. И правильно рассчитали, раз я, вот, их читаю. Так совсем третьи думают, что и нечего углубляться, например, с этой вот обложкой.

А как рассуждаю я?

Я отправляюсь от того, что тёплые тона кажутся ближе к нам, чем холодные. И тогда что такое белое на обложке? – Это прозрачная плоскость, за которой, в перспективном удалении, видится то, что холодными тонами нарисовано. И это с одной стороны. А с другой стороны, белое – это та плоскость, на которой заглавие написано. Да и не только заглавие. Но бросается в глаза заглавие. И совсем не прозрачная эта плоскость.

Так вот неопределённость, что ж такое это белое, и есть образ принципиальной недостижимости подсознательного идеала ницшеанца – метафизического иномирия.

Тут я предлагаю поверить мне без доказательства, что, когда разочаровываются слишком сильно (например, от осознания, что самый справедливый строй социализм оказался самым кровавым и несправедливым {как уверяют некоторые}), - так вот, когда разочаровываются слишком сильно, то жить не хотят, а если и живут, то с подсознательным идеалом оказаться где-то, где вообще всё не так, как в Этом мире – в метафизическом иномирии. Принципиально недостижимом. Как бы достижимом лишь из-за возможности дать этой недостижимости образ (например, неопределённостью, какая же плоскость – белое на обложке: прозрачная или не прозрачная).

.

День рождения Высоцкого сегодня… Вот кто был антиподом Олега Васильева. Он тоже увидел, что социализм заболел. Вещизмом и бездумным подчинением. А народ, активный и беззаветный ещё совсем недавно, в войну, теперь спит. Так он был уверен, что разбудит его своим криком.

А Олег Васильев был разочарован сильнее. Плюс он индивидуалист был, а не коллективист. Это – единственное, что можно проверить биографией. – Смотрим. – Видим: он попал под влияние Фаворского. А тому (см. тут, тут, тут, тут, тут и тут) красота была важнее нравственности. Всё. Доказано.

25 января 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/eto-ne-vysasyvanie-iz-palca-61eff421aa1ecb6d57446503?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)