Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Некрасов. Коробейники

Художественный смысл

Крестьянский социализм.

 

 

Некрасов некрасив

Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по нитке), находить в известном литературоведении подтверждения “своей” теории и истории.

Я не стану эту свою теорию и историю систематически излагать, стану только описывать подтверждения.

Нет, кое-что надо всё-таки обозначить. – Художественным я предлагаю считать только то, что имеет кроме эстетической ценности (экстраординарного) ещё и такие текстовые странности и недопонятности, которые есть следы подсознательного идеала автора. Эстетического можно достичь и осознаваемым образом. Назло, скажем. Как Некрасов, выступая против дворянской поэзии (за разночинную), брал и высокими ритмами Пушкина и Лермонтова (бывшими в памяти образованного общества) излагал низменные дрязги людей попроще.

А Тургенев плевался.

Так мне привелось (тут, тут, тут, тут и т.д.) обнаружить, что Тургенев в своих знаменитых романах, рассказах и стихах в прозе был не реалист, и ницшеанец. Очень разочарованный автор, убегавший – мимо своего сознания – в метафизическое иномирие, противоположное христианскому тому свету.

Естественно, что себя он считал настоящим художником, чуя в себе вот это иномирие как ЧТО-ТО, словами с трудом выразимое, вероятно, плохо выраженное им прежде, из-за чего он продолжал писать и писать в надежде, что получится лучше.

Всё осознававшего в своём творчестве Некрасова он потому не переносил:

"…г-н Некрасов — поэт с натугой и штучками; пробовал я на днях перечесть его собрание стихотворений... нет! Поэзия и не ночевала тут — и бросил я в угол это жеванное папье-маше с поливкой из острой водки” (Эйхенбаум. https://imwerden.de/pdf/eichenbaum_o_poezii_1969_text.pdf).

Некрасов был по преимуществу творцом произведений прикладного искусства, приложенного к идеям борьбы с царизмом и за избавленный не только от крепостничества, но и от земли, народ. Идеал его был осознаваемым, герценовским – крестьянский социализм. В России из-за отсталости всё стало очень политизированным, вот и сверхценное искалось "в умении быть актуальным, слышать голос истории” (Там же). А это – грубость в области искусства. И обеспечивало – опять – отсталость. То вообще было время начала выхода масс на арену истории. И те, у кого нос по ветру, начали творить массовое искусство. "Нужен был человек, который заговорил бы с народом на понятном ему и любимом языке. ..” (Там же). Или как Вейдле сказал про ХХ век: искусство превратилось "в социологический трактат, как это уже случилось с романами Золя и как это снова становится чуть ли не правилом в американской, советской и отчасти немецкой литературе” (https://predanie.ru/book/73253-umiranie-iskusstva/). Или тот же Эйхенбаум: ""Толпа” часто значит гораздо больше в жизни искусства, чем “избранный круг” профессионалов и любителей”.

И ведь как страстно…

Я от костей твоих и плоти,

Остервенелая толпа!

Прикладное искусство вообще сильнодействующее. За то и нравится массам.

Но!

Большой поэт не может что-то в своё произведение не запустить, рождённое всё-таки из подсознательного идеала. Запускает мимо своего сознания. И в статье одной, о “Коробейниках”, мне удалось-таки найти такие примеры. Но там не был описан пример, видный мне теперь, при чтении Тынянова о Некрасове. Тынянов кроме лингвистических и тематических прозаизмов, вводимых в “высокие” ритмы дворянской поэзии под влиянием осознаваемого идеала крестьянского социализма, вводил прозаизмы и в песенные жанры.

"Песенный стиль не терпит enjambements — выходов синтаксической единицы за пределы метрической; такие выходы обычны для стихотворного драматического диалога или для прозаической конструкции, когда она играет роль важного ингредиента. У Некрасова в песенных формах… [этот перебой] встречаются” (http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/ist1.htm).

Угадайте, где?

Где описывается торжество торгаша:

Старый Тихоныч так божится

Из-за каждого гроша,

Что Ванюха только ежится:

“Пропади моя душа!

Чтоб тотчас же очи лопнули,

Чтобы с места мне не встать,

Провались я!..” Глядь — и хлопнули

По рукам! Ну, исполать!

Где описывается угрызение совести торгаша:

Что невесел? ох да ох!”

— В день теперя не отплюешься,

Как еще прощает бог:

Осквернил уста я ложию —

Не обманешь — не продашь!

Где торгаш жалуется:

— Нашим делом нынче многого

Не добыть — не те года!

Где торгаши нехорошо смеются над бурлаками:

По реке идут — с бурлаками

Разговоры заведут:

“Кто вас спутал?” — и собаками

Их бурлаки назовут.

Где перехитрить друг друга хотят торгаши и разбойник:

"Что вы шепчетесь?” — Да каемся,

Лучше б нам горой идти,

Так ли, малый, пробираемся

В Кострому? — “Нам по пути,

Я из Шуньи”. — А далеко ли

До деревни до твоей? —

“Верст двенадцать. А по многу ли

Поделили барышей?”

А перебои ритма, - как и сам ритм, если он оригинален, - рождается из подсознательного идеала (не всё ж ему – крестьянскому социализму у Некрасова – обитать исключительно в области сознания).

 

Мало новизны получилось: переиначил Тургенева и Тынянова. Ну всё же не ноль…

 

Из иллюстраций я нашёл единственную, соответствующую негативности по отношению к, увы, неизбежности, похоже, капитализма в России после 1961 года (года написания “Коробейников” и года отмены крепостного права), - негативности, выражаемой в стихах перебоем (enjambements), а в иллюстрации – вдруг падающей сосной.

Кустодиев. Иллюстрация к "Коробейникам" Некрасова. 1922.

15 октября 2020 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/nekrasov-nekrasiv-5f88a9f2ff07445a5c665c80

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)