Визбор. Зато мы делаем ракеты. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Визбор. Зато мы делаем ракеты

Художественный смысл

Не без глубоко-глубоко запрятанной горькой усмешки по поводу себя самого и своих единомышленников.

 

Выбор Визбора

Возможно, я смогу себя опять поймать на ошибке. У меня было вышло (см. тут и тут), что Визбор не последовал примеру Окуджавы, который сдал идеал спасения социализма.

Подозрение возникло любопытно. Я послал своему вечному оппоненту смешной диалог, на который наткнулся в интернете (про “Суд истории”):

Сванидзе:

- Да в Советском Союзе туалетной бумаги не было! О чем говорить?!

Кургинян: 

- Зато в Советском Союзе космос был! 

Сванидзе:

- Да кому это нужно?! 

Смех заключался в том, что мой вечный оппонент, перешедший на сторону капитализма, истерически теперь причитает, - как это ни смешно выглядит, - что отсутствие туалетной бумаги в СССР являлось характернейшим признаком загнивания строя.

Мне смешон был этот выдуманный диалог со Сванидзе тем, что автор выдумки повторял меня, взявшего когда-то (см. тут) эпиграфом похожие слова скрытого коллаборациониста в пользу американского глобализма:

 

A krizis – permanentnii – ibo esli v 63 godu ne bilo hleba, to tualetnoi bumagi ne bilo nikogda, a v 82 godu ne bilo mila.

Американец, ставший им

ещё до эмиграции в США.

Начала просматриваться типичность туалетной бумаги для прокапиталистов с их ориентацией на низкое, если одним словом. Она подтвердилась при первой же проверке в интернете (я результат проверки тоже послал своему вечному оппоненту):

Из сайта с названием “Деньги – это счастье!”

http://margaritai.blogspot.nl/2011/05/blog-post_26.html

Оппонент в ответ на мою посылку огрызнулся, что диалог грубый. И сослался на своего соратника, мол, по диссидентству Визбора: у того-де изящней дана пощёчина строю, смевшему соревноваться с капитализмом:

 

Зато мы делаем ракеты,

И перекрыли Енисей,

А также в области балета

Мы впереди планеты всей!

Ну что скажешь?

Я эту песню Визбора не слышал. Ну так получилось. Ну, кроме того, было, было такое явление в левом диссидентстве, что из него со временем уходили люди в правые диссиденты. Как из ГДР бежали мещане в ФРГ, а наоборот – нет. Ну с Окуджавой я уже пролетел было (см. тут), с Кимом – тоже (тут). – “Теперь очередь – с Визбором?” - подумал.

Вы не знаете, что такое левое диссидентство? – Его ещё иначе и широко называли шестидесятничеством. Самым, по-моему, ярким явлением его было движение КСП (Клубы Самодеятельной песни). Точнее, левое его крыло, в котором, поначалу, было большинство участников. Они были, грубо говоря, за Окуджаву (ещё не переметнувшегося тогда к правым), а меньшинство – за Галича. Движение было даже несколько подпольным, ибо притеснялось со стороны КГБ. Из-за этого оно не было широко известно (я, например, долго не знал). Да и идейно похожие (см. тут) неформальные молодёжные движения были мало известны: поисковики (сперва – металла войны, а потом – незахороненных солдат), коммунары (с культом самоуправления), интера (крутой туризм под флагом подготовки партизанских отрядов для заброски в помощь повстанцам Латинской Америки). Из-за малой известности левого диссидентства мой упоминавшийся вечный оппонент позволяет себе сейчас говорить даже о несуществовании его в стране. Его не смущает существование меня, которого он знает со своего детства (ну пусть я был стихийным и ни в какие структуры движений не входившим), моей жены (входившей), её друзей по движению… – Так это у него результат полемического задора. Столь метко осмеянного сочинителем про залетевшего Сванидзе.

У меня нет такого залёта с неслышанием упомянутой песни Визбора (ну так случилось). И… кто его, Визбора, знает, в конце концов. Как говорится, бывает и на старуху проруха… Мой вечный оппонент всерьёз же возразил и не написал же “балету”, - песня, оказывается, шуточная (слушать тут): там сидят-бухают два, афроамериканец и наш, один темней другого.

 

Вот я, грю, гэ, делаю ракеты,

Перекрываю Енисей,

А даже в области балету

Я впереди, грю, планеты всей.

Весь трагизм левого диссидентства, что он не вырвался в теорию** возрождения анархизма (без-властия, само-властия). Раз. И что он оказался преждевременным для человечества. Два. Человечество в 1964 году (год создания песни Визбором) ещё не знало про угрозу глобального экологического кризиса от перепроизводства и перепотребления. Даже Медоуз, открывший человечеству эту перспективу на цифрах, сделал это только через 10 лет. Более того, человечество Медоузу так до сего дня и не поверило. – Вот Визбор и вынужден был сдачу американцами лидерской позиции в прогрессе отдать опьяневшему негру, а свою программу замены неограниченного материального потребления неограниченным духовным отдать подвыпившему технологу Петухову:

 

Проникся, говорит он, лучшим чувством,

Открой, говорит, весь главный ваш секрет!

Пожалуйста, говорю, советское искусство

В наш век, говорю, сильнее всех ракет.

Нет, не то, чтоб Визбор всё это понимал так, как сухо сформулировал в двух строчках я. Нет, конечно. Но в подсознании Визбора что-то такое сидело. – Вот и вышло наружу. Не без глубоко-глубоко запрятанной горькой усмешки по поводу себя самого и своих единомышленников.

Иного пути, чем – скажем так – визборовского, у человечества нет. И в первую очередь американцы, лидеры материального прогресса, должны б понять, наконец, что значит их ураган “Кристина” и подобные, никогда прежде не случавшиеся экстремумы погоды.

Но никакая моральная деградация их, американцев, не проймёт:

 

Потом мы с ним ударили по триста,

Он, представьте, мне и говорит:

В российских селах не танцуют твиста,

Поэтому здесь неприглядный вид.

Ведь до маразма ж дошли за полвека с тех пор, до пропаганды однополых браков. Не то, что этот песенный африканец, признавший-таки первенство балета и СССР. А начиналось же всего с лёгкой музыки. Нет – с принципиальной началось направленности капитализма на низкое, низменное. Символизируемое туалетной бумагой.

Перепил в 1964 году в песне Визбора советский антисоветского… А реально с тех пор советское рухнуло. Так, может, благословить ностальгию по нему? По его высокому…

Не в деньгах счастье*.

8 сентября 2013 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.pereplet.ru/volozhin/171.html#171

*- Откуда вдруг? Пришей кобыле хвост получилось.

- Действительно. Я ж о низости устремлений прокапиталиста говорил. Но. В чём экономический корень капитализма? – В деньгах, как можно больше. – А для чего? – Для низменного в себе.

** - Неправда. Смотрите http://warianty.blogspot.co.uk/2010/02/blog-post.html

- Виноват. Но те ж и вовсе подпольные и севшие в тюрьмы. Откуда мне про них знать. Я ж всё-таки не политик.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)