Соцреализм

Соцреализм

Для меня самого проблематично вспомнить, какие произведения я отнёс к соцреализму. И я решил сделать перечень их. Буду вписывать по мере того, как вспомню.

Но сначала я дам определение соцреализма.

Если согласиться, что просто реализм это чуяние того в социуме, что ещё никто не почуял... То достаточно кому-то почуять росток сталинского социализма-централизма, когда его ещё никто не чует, как, пожалуйста, это будет соцреализм.

Почему должен быть именно сталинский? Социализмов же мыслилось много. Например, такой, в котором госустройство сразу анархическое. Или троцкистский (государство отменяется, как только побеждает Мировая революция). Или, третий пример – настоящий: с отмирающим государством в пользу местного самоуправления и федерации федераций этого самоуправления, когда отомрёт, тогда и наступит коммунизм.

А должен быть именно сталинский потому, что Сталину угоден был только централизованный (да только такой и мог выжить во враждебном агрессивном окружении вплоть до достижения ядерного паритета в 60-х годах)*.

*- Вы зря прикрепляете политику к соцреализму. Соцреализм – это найти, что не так, и воспеть его в качестве позитива, с которым далеко-далеко ассоциируется социализм. Например, обилие света у Виктора Попкова “В выходные” (1958). Там на руке центрального лыжника не две тени от двух деревьев, а одна тень от двух деревьев. Например, “Кубанские казаки” (1949). Там продовольственное изобилие при фактическом голоде.

- На первый план политику в соцреализме выдвинул не я, а Сталин с сотоварищами. А с тем, что “Кубанские казаки” соцреализм можно и согласиться. Талант художника состоит и в том, что он, вдохновясь, теряет идеал из сознания, и тот переходит в подсознание. И оттуда шепчет: ничего, что сейчас голод, централизованный социализм такой сильный, что обязательно будет изобилие. И преодолевает сопротивление сознания (с того голодом) и выдаёт такую странность для 1949 года как изобилие. Как странно у Бабеля любование ужасными типами. Это не приукрашивание, а невольная странность.

Не исключено, что странность изобилия стала б таки угаданной закономерностью централизации управления хозяйством, если б партия поделилась властью и обеспечила б внедрение автоматической системы управления хозяйством в масштабе всей страны.

Чтоб у автора было именно чуяние (что-то подсознательное) ростка социализма, надо, чтоб его окружение было достаточно тёмное, чтоб никто не мог ему из теории про росток подсказать, если теория о нём уже упоминала. Или надо, чтоб автору теория была известна очень общо, т.е. чтоб предметом чуяния оказывались более конкретные выводы из этого общего. Например, текст Интернационала: “Лишь мы, работники всемирной / Великой армии труда / Владеть Землей имеем право, / Но паразиты – никогда”. – предполагает труд производительный (управленческий имеется в виду как самоуправление: каждая кухарка и т.д., но об этом темнят, ибо это режется с централизацией). Тогда многие произведения Бабеля оказываются произведениями соцреализма, ибо предполагается, что одна смена паразитизма на производительный труд способна в скором будущем плохих людей превратить в хороших, поэтому никакая плохость, например, пока паразитов-евреев Одессы не есть им упрёк. А есть почти гарантия их нравственного улучшения, раз они такие жизнелюбивые. То же с конармейцами. По Интернационалу: “Дурманить нас в чаду войны!”. Война – дурманит. Но она кончится победой Красной Армии. Значит, дурь пройдёт, и имеющаяся пока ровно ничего не значит в виду будущего.

Возможность открытия в будущем ошибки вывода из-за слишком общего характера теоретической посылки – ничего не значит, ибо акт возвышения чувств (катарсиса) имеет субъективный характер и ограничен актом творчества и восприятия. Всё, что случится в реальном будущем и вне произведения, не имеет отношения к “здесь и сейчас” произведения. Причём навсегда. Как бы Бабель впоследствии ни разочаровался в строящемся варианте социализма и как бы это ни отражалось в его последующих произведениях, это не отменяет силы его предыдущих произведений и их принадлежности к соцреализму.

Ещё нюанс.

Идеал централизованного социализма самостоятельно и подсознательно родился у ультралевых авангардистов СССР в 20-х годах (Иогансон. Пространственная конструкция. 1921. Медунецкий. Пространственная конструкция. 1920. Родченко. Пространственная конструкция. 1918.) в атмосфере отступления революции (в НЭП), но это у них носило не характер исторического оптимизма, как у Бабеля, а имело характер сверхисторического оптимизма (то есть пессимизма). И было не понятно большинству. И поэтому не годилось для соцреализма.

Иначе было у авангардистов СССР с формалистским темпераментом послабее (Штеренберг). Они просто поверили, что будущее – это коммунизм. Но – вообще. Вообще известно, как будет надо, и как не надо. Не углубляясь в частности. Было – одно, станет – другое. Значит, деформировать натуроподобие (старое) – надо, мол. Что осложняет понимание массами. И не годится для соцреализма. Хоть тут оптимизм типа Высокого Возрождения. Ибо свершение идеала в историческом будущем.

При достаточно светлом, так сказать, окружении художников, когда конкретизированные теоретические знания о социализме сталинского типа известны, подсознательного чуяния нового в социуме, не известного ещё никому, быть не может. Там возможен не соцреализм (подсознательный), а, скажем так, соц-реализм – как осознаваемый замысел, поддержанный – если есть талант – подсознанием, да, но не в ранге идеала, а в ранге обеспечения эстетической ценности (органического целого, когда целое выражено множеством частностей).

Итак, что я вспоминаю, как произведение соцреализма.

1.

http://art-otkrytie.narod.ru/iavashev.htm

Явашев. Крестьяне, отдыхающие в поле. 1953-1956.

Он открыл, что социализм в деревне нельзя построить без сельхозтехники.

Надо предположить, что болгарские власти сплошь да рядом коллективизацию проводили мало что насильственно, так ещё и для галочки, для формального следования опыту СССР, не вникая в то, что в СССР это подпирались тракторо- и комбайностроением. То есть безответственно, в расчёте, что СССР выручит, если что. То есть Явашев жил в атмосфере теоретической темноты относительно социализма. Что обеспечивало простор для самостоятельного подсознательного озарения, не данного сознанию.

2.

http://art-otkrytie.narod.ru/kurginian.htm

Щолохов. “Тихий Дон” (1925-1962 первыет три части). Он открыл, что сталинский социализм победит, хоть сам Сталин Черчиллю признавался, что коллективизация была самым опасным временем для существования СССР.

3.

http://art-otkrytie.narod.ru/shurpin.htm

Шурпин в 1946-м умудрился раньше Сталина в того “Экономических проблемах социализма” (1952) угадать, что дальше будет легче строить всё ещё централизованный коммунизм (по сталинскому плану), чем сталинский же (централизованный) социализм и написал (1946-1948) картину “Утро нашей Родины”.

4.

http://art-otkrytie.narod.ru/lukashevich.htm

Хоть моя мама, из глубокой провинции, не знала о существовании массовых репрессий в 1937-38 гг, но возможно, что она была из меньшинства (я о её незнании узнал от неё самой году в 1950-м, когда случайно наткнулся в радиоприёмнике на какой-то вражеский голос, об этих репрессиях говоривший). И большинство, можно думать, в 1939-м стало опасаться и всё больше помалкивать. Тихо думая про себя и страну, что влипли. И только Лукашевич, как воспевшего разворачивающуюся силу народа Шишкина среди плачущих о несчасном народе передвижников, единственную озарило, что народ-то из-за сталинского социализма – с массовым чуством человеческого достоирнства. В фильме 1939 года “Подкидыш”.

5.

http://art-otkrytie.narod.ru/gorsky.htm

На словах мнение народное должно было править правящей верхушкой при лжесоциализме. На деле это властью чаще игнорировалось, чем учитывалось. Но иногда всё-таки учитывалось. И это не противоречило демократическому централизму. Вот Горский и предугадал в 1962 году, что в 1965 году празднование Победы будет и официальным, а не только в виде “религии войны”.

https://art-otkrytie.narod.ru/samohvalov.htm

https://art-otkrytie.narod.ru/samohvalov2.htm

Работница табачной фабрики. 1928. Холст, масло. - плоскостное + реально-предметное = предчувствие подъёма страны. Да, с 1925-го всё целились создать план того, что потом с 1928-го стали называть первой пятилеткой. Но предыдущий план, ГОЭЛРО, был провален, назревающий план из-за провала хлебозаготовок был под вопросом. Тем не менее Самохвалов чуял позитивный настрой.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)