С. Воложин
Нестеров. Осенний пейзаж
Художественный смысл
Ницшеанство. |
Близко к святотатству, но логика требует.
Чарующий ужас сверхъестественного был редко передан в живописи с такой простотой средств и с такой убедительностью… А. Бенуа |
Я очень слабо показал себя в разгадывании, кто что нарисовал.
Только 4-х из 10-ти художников угадал: Сомова, Кустодиева, Шишкина и Нестерова.
Нестеров. Осенний пейзаж. 1906.
Кандинского и не мог угадать, потому взяли его не характерного. Гончарову тоже не мог, потому что отличать примитивизмы для меня не возможно. Исаака Бродского я никогда не знал. А вот за Куинджи, Левитана и Коровина – стыдно.
Зато Нестеровым – горжусь.
И вот почему.
Спросите в поисковике: “Михаил Нестеров религия”. – Вы получите однообразие сайтов на первой странице: “Религиозная проблематика в живописи М. В. Нестерова советского периода”, “М. Нестеров и Православие” (с большой буквы), “О религиозной живописи Михаила Васильевича Нестерова”, “Религиозная живопись Михаила Нестерова”, “Молитвенная тишина и святые в работах Михаила Нестерова”, “Михаил Нестеров: картины мастера религиозной живописи”, “Религиозная живопись, портреты и другие картины”, “Михаил Нестеров и русские религиозные философы” (а ведь церковь была не в ладах с этими философами), “Страстной путь Михаила Нестерова (продолжение)”. Если этот сайт, не понятный по заголовку открыть и там Find-ом спросить: “религ”, - то фразы: "Все более и более приходил я к убеждению, что стены храмов мне не подвластны. Свойственное мне, быть может, пантеистическое религиозное ощущение на стенах храмов, более того, в образах иконостасов для меня неосуществимо. ...Решение отказаться от церковной живописи медленно созревало...”, - могут тоже насторожить. Ведь пантеизм – враг христианству.
И только один заголовок сайта прямо настораживает: “Михаил Нестеров. Модерн Православия”. – Модерн же это ницшеанство! А я во многих местах (тут, тут, тут и т.д.) показал, что Нестеров ницшеанец – по подсознательному идеалу иномирия, антипода тому свету христианства. То есть сознанием-то он, как видим выше, думал, что он пантеист. Но есть же и не данное сознанию и более могущественное – подсознательный идеал. – Вот только в этом сайте и написано честно:
"С этой выставки я вышла оглушенная и обескураженная, и немножко грустная. Что – в этих картинах? Непонятное какое-то православие. Нехорошо в Пост такие мысли” (https://znichk-a.livejournal.com/81885.html).
Впрочем, ницшеанство стиля модерн здесь не вскрыто.
(Мне страшно представить, как на меня могут наброситься православные фанатики.)
А в чём я вижу образ этого иномирия в “Осеннем пейзаже”? – В какой-то сперва непонятной странности. Но опытный глаз вскоре замечает её: зеркало воды отражает не то, что надо бы в обычном мире.
Во-первых, почти не отражаются облака. А во-вторых, не отражается многое, что на берегу. Слева направо: 1) сплошной массив прибрежных деревьев слева в отражении два раза прерывается, один раз темнотой (отсутствующей на берегу), другой раз – отражением неба (отражается одинокое дерево, какого нет на берегу); 2) то же самое со следующей, правее, группой деревьев (сперва вместо деревьев отражается небо, потом почему-то одно дерево, дальше сплошная на берегу группа в воде отражается с перерывом на отражение опять неба, и вообще вся эта группа отражается более тёмной, чем она выглядит на берегу); 3) из четырёх прибрежных пожелтевших деревьев в воде отражается только одно; 4) крайне справа тоже отражается не то, что на берегу; 5) на горе слева есть группа деревьев, она отражается в воде, но гораздо более узкой группой.
Может и жуть охватить от таких несоответствий.
Я вспоминаю относительно недавний случай со мною.
Меня попросили пожить в одном доме в посёлке, хозяева уехали в отпуск, надо было кормить двух кошек. Место для меня новое. Но, где взойдёт луна, я знал, сориентировавшись по звёздам. С противоположной от Арктура на западе стороне неба. Вскоре после заката солнца Арктур становится виден. Смеркается. Жду восхода луны. Оглядываюсь на восток, и… Непосредственно над крышей ближайшего одноэтажного дома, бледная и ничего не освещающая, как всегда при восходе, уже встаёт луна, но огромного размера. Спину облило холодом ужаса. Но через секунду я понял, что это телевизионная тарелка.
Я в секунду угадал картину Нестерова в тесте на знание русской живописи. Плоховато на душе становится от его картин. Это подсознание восприемника улавливает подсознательный идеал автора, околосмертное ницшеанство.
9 ноября 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |