С. Воложин.
Ян Ван Эйк. Благовещение.
Художественный смысл.
Постигнуть можно только то, что видят глаза. |
Зла не хватает (О Ян ван Эйке)
У меня есть три подхода к Ян Ван Эйку (тут, тут и тут). Про вещи 1432, 1434 и 1436 годов. Так я их использую и скажу про такую вещь,
Ян ван Эйк. Благовещение. 1434.
бездоказательно (доказательства читайте по активным ссылкам), что здесь тоже пофигизм выражен. Ни веры в Бога больше нет (Он ничтожен - луч из окна и голубь, стремящийся по этому лучу в голову Марии – по сравнению с чем угодно тут натуралистически изображённым), ни нет веры чему бы то ни было, кроме того, что видят глаза. Переходное состояние духа от средневековья к ренессансу.
И этим сказано гораздо больше, что у приобретшей в 90-х годах славу оперативностью своих откликов на инфоповоды в области искусства Киры Долининой.
"20 марта 1997
Маленькая картина наделала много шуму
“Благовещение” ван Эйка из Национальной галереи в Вашингтоне, Государственный Эрмитаж.
Картин ван Эйка в российских музеях нет, и то, что в Санкт-Петербурге можно будет увидеть одно из самых знаменитых его произведений, – экстраординарное событие нынешнего художественного сезона. Однако экстраординарным его делает не искусство, а политика. “Благовещение” (ил. 1), находившееся с 1850 года в собрании Эрмитажа и считавшееся гордостью музейной коллекции, было продано в Америку советским правительством в 1930 году.
Сегодня картина снова в “родных” стенах, хотя по справедливости родными для нее могли бы считаться разве что стены монастыря Шанмоль близ Дижона, для которого бургундский герцог Филипп Добрый заказал ее своему придворному художнику Яну ван Эйку.
В ХX веке одним из самых серьезных нарушений писаных и неписаных музейных законов стала продажа советским правительством нескольких десятков шедевров из российских государственных собраний. Среди наиболее ощутимых потерь Эрмитажа – “Мадонна Альба” и “Святой Георгий” Рафаэля, “Поклонение волхвов” Боттичелли, “Венера с зеркалом” Тициана, “Благовещение”, “Распятие” и “Страшный суд” ван Эйка, “Портрет папы Иннокентия X” Веласкеса, “Портрет Елены Фоурман” Рубенса. И хотя почти все эти картины находятся сейчас в хороших руках и доступны для обозрения (двадцать одна картина из Эрмитажа украшает вашингтонскую Национальную галерею), наши музейщики эти продажи до сих пор переживают как трагедию.
Нынешний показ в Эрмитаже “Благовещения” ван Эйка – акт исторический. В каком-то смысле это попытка двух музеев – российского и американского – искупить грехи политиков. То есть показать в России то, что было у нее отнято ее же собственным правительством. Для американцев это еще одна возможность продемонстрировать дружеское расположение к Эрмитажу в частности и к России в целом. А для Эрмитажа это еще и очень важный этап формирования его нового имиджа.
Директор музея Михаил Пиотровский все пять лет своего директорства отстаивает мысль о том, что искусство, кому бы оно фактически ни принадлежало, принадлежит всему человечеству. И его следует показывать – вопреки всему. Пока дело касалось исключительно трофейных произведений искусства, эта тактика воспринималась как сиюминутная; после показа проданного в 1930-е годы произведения стало очевидно, что это последовательная политика. В данном случае Эрмитаж выступает как музей цивилизованный, открытый любому диалогу.
Так уж сошлось во времени, что шедевр ван Эйка вернулся в Россию в разгар очередных прений по поводу закона о реституции. Не думаю, чтобы американцы совсем уж не опасались за судьбу принадлежащего им сокровища. Ибо в стране, где понятие частной собственности трактуется весьма вольно, никакие гарантии не могут быть стопроцентными.
Уже после вернисажа стало известно, что Ельцин наложил вето на Закон о реституции. На этот раз американцы могут быть спокойны – здравый смысл восторжествовал” (https://www.litmir.me/br/?b=712642&p=2).
9 августа 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |