Мой словарь.

Из-за отсутствия дельной критики того, что я пишу, - я, в общем, не принят в научном мире (правда, цитирование в диссертациях есть, но я подозреваю те диссертации легковесными), - у меня создалось вредное впечатление, что я – хозяин созданного мною мирка искусствоведческих правил, мною же и изменяемых.

И вот я решил начать писать этот текст, в связи с тем что – из-за повысившегося у меня внимания к подсознательному в искусстве – некоторые обычные слова “потребовали” объяснить их.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Я слово употребляю в таком смысле – это следы в тексте произведения от подсознательного идеала, двигавшего художником при создании произведения. И только. Потому “и только”, что вообще-то подсознательного в человеческой деятельности гораздо больше. Не только то, что никогда и не было сознательно управляемым, например, сердцебиение в зависимости от эмоций, или процесс дыхания или процесс переваривания пищи. Но и то, что было когда-то осознанным, например, автоматизмы. Или установка. Об установке см. тут.

П. может быть или образным, или катарсисом по Выготскому: как бы равнодействующей противочувствий, которые сами рождены от противоречий текстовых, а те – в свою очередь – рождены при посредстве подсознательного идеала. Примером образного подсознательного является зыбкий синтаксис у романтиков, выражающий прекрасную душу лишенца (в пику ужасной жизни, от которой романтик бежит во внутреннюю жизнь). Примером “равнодействующей” является переживание полёта к Богу при созерцании готического собора (от переживания “материального” из-за толщенных стен + от переживания прямо чего-то нематериального, “духовного” из-за ажурности каменных узоров и вытянутости вверх).

МАСТЕРСТВО, АРТИСТИЗМ, ШТУКАРСТВО.

То, что делается так, как делалось бы под влиянием подсознательного идеала, но делается без его наличия (см. тут). Например, писание стихов в стиле Некрасова или Маяковского или абы кого, лишь бы броско отличающегося от других. Или – выражение через наоборот. Как писал Маяковский однажды: “Хорошо начинать писать стих о первом мае этак в ноябре и в декабре”. Даже может появиться в стихах, скажем, большое количество повторов согласных и внутренних рифм, что некоторые называют поэтичностью (см. тут стихотворение Казина).

НЕДОПОНЯТНОСТЬ.

Первый признак, что в произведении есть что-то, рождённое подсознательным. Отсутствие Н. должно насторожить, что вещь создана не художником. Может быть, что в тексте всё понятно, а в твоей, восприемника, душе что-то произошло и тебе не понятно, и тянет думать, думать, и не можешь ни до чего-то додуматься, ни перестать думать. И – что ж это автор с тобою сделал, думаешь. А это подсознательное автора вступило в контакт с твоим подсознательным. Если не обманка это, конечно. Рифмоплёт может сознательно намутить, и его Н. не отличишь от художественного.

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Призванное усиливать знаемые чувства: ненависти (к Сталину, например, у недовольных недостатком либерализма при Путине), вообще любые определённые политические и идеологические переживания (чуть не весь Маяковский, много у Лермонтова), любви (неаполитанские песни, вообще любовные песни), усыпания (колыбельные), религиозные, военные и мн. др. А ещё прикладное искусство исполняет компенсаторную функцию (изживание неизживаемых в реальности страстей), что объясняет повторное и повторное сочинение (или восприятие) произведения с той же, в общем, целью.

НЕПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Обеспечивает общение подсознаний автора и восприемника о сокровенном. Выражает подсознательный идеал автора, или его отсутствие (временное и страдательное или постоянное и без страдания – постмодернизм), или (реализм) осознание им того в социуме, что ещё никем не осознано или всеми основательно забыто.

ТИП ИДЕАЛА.

Их 6: низкий (напр., Раннее Возрождение), гармонический (напр., Высокое Возрождение), высокий (напр., Позднее Возрождение), сверхвысокий (напр., маньеризм), средний (напр., барокко), сверхнизкий (напр., демонизм, ницшеанство, пробуддизм). Они в веках повторяются преимущественно в вышеописанной последовательности. Конкретные идеал такого-то типа, будучи подсознательным или недоосознаваемым, движет творцом именно художественного произведения (с подсознательной образностью или с осознаваемой противоречивостью). Будучи осознаваемым, идеал движет творцом произведения прикладного искусства (см. выше).

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)