Мой словарь.

Из-за отсутствия дельной критики того, что я пишу, - я, в общем, не принят в научном мире (правда, цитирование в диссертациях есть, но я подозреваю те диссертации легковесными), - у меня создалось вредное впечатление, что я – хозяин созданного мною мирка искусствоведческих правил, мною же и изменяемых.

И вот я решил начать писать этот текст, в связи с тем что – из-за повысившегося у меня внимания к подсознательному в искусстве – некоторые обычные слова “потребовали” объяснить их.

Ещё одна причина – я плаваю с определениями. То я нечто называю так, то я его же называю иначе. Мне надо написать, чтоб определиться прочнее.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ.

Экстраординарность, происшедшая от подсознательного и являющаяся условностью, а не жизнью. Бывает только в произведениях искусства.

Первые произведения искусства (130.000 лет назад, ожерелья из ракушек) возникли при превращения нелюдей (внушаемых бесшёрстных мутантов) в людей (с контрвнушением экстраординарностью, т.е. с сознанием, второй сигнальной системой).

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ.

Экстраординарность, являющаяся условностью. Э. может произойти осознанно, от подсознания и во внечеловеческой природе (например, причудливая ветка). Э. обслуживает не только искусство, а что угодно человеческое.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ.

1. Я слово употребляю в таком смысле – это следы в “тексте” (потому в кавычках, что он может быть не словесным) произведения от подсознательного идеала, двигавшего художником при создании целого произведения. И только. Потому “и только”, что вообще-то подсознательного в человеческой деятельности гораздо больше. Не только то, что никогда и не было сознательно управляемым, например, сердцебиение в зависимости от эмоций, или процесс дыхания или процесс переваривания пищи. Но и то, что было когда-то осознанным, например, автоматизмы. Или установка. Об установке см. тут.

П. может быть или образным, или катарсисом по Выготскому: как бы равнодействующей противочувствий, которые сами рождены от противоречий "текстовых", а те – в свою очередь – рождены при посредстве подсознательного идеала. Примером образного подсознательного является зыбкий синтаксис у романтиков, выражающий прекрасную душу лишенца (в пику ужасной жизни, от которой романтик бежит во внутреннюю жизнь). Примером “равнодействующей” является переживание полёта к Богу при созерцании готического собора (от переживания “материального” из-за толщенных стен + от переживания прямо чего-то нематериального, “духовного” из-за ажурности каменных узоров и вытянутости вверх).

2. Ещё П. в произведении искусства может выражать просто ценность жизни (или, как пишет Вейдле, то, что никакими словами выразить невозможно) и не быть, как специфический идеал, связанным с целым произведения. Например, слово яраракуссу – такая змея. Так русский подсознательно читает бразильское “ja" не как “жа”, а как русское “я” (из-за ассоциации с яростью). Например, немецкое “blitz – блитц” лучше, чем русское “молния”. Так русский подсознательно оценивает немецкое слово.

МАСТЕРСТВО, АРТИСТИЗМ, ШТУКАРСТВО.

То, что делается так, как делалось бы под влиянием подсознательного идеала, но делается без его наличия (см. тут). Например, писание стихов в стиле Некрасова или Маяковского или абы кого, лишь бы броско отличающегося от других. Или – выражение через наоборот. Как писал Маяковский однажды: “Хорошо начинать писать стих о первом мае этак в ноябре и в декабре”. Даже может появиться в стихах, скажем, большое количество повторов согласных и внутренних рифм, что некоторые называют поэтичностью (см. тут стихотворение Казина).

НЕДОПОНЯТНОСТЬ.

Первый признак, что в произведении есть что-то, рождённое подсознательным. Отсутствие Н. должно насторожить, что вещь создана не художником. Может быть, что в тексте всё понятно, а в твоей, восприемника, душе что-то произошло и тебе не понятно, и тянет думать, думать, и не можешь ни до чего-то додуматься, ни перестать думать. И – что ж это автор с тобою сделал, думаешь. А это подсознательное автора вступило в контакт с твоим подсознательным. Если не обманка это, конечно. Рифмоплёт может сознательно намутить, и его Н. не отличишь от художественного.

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Призванное усиливать знаемые чувства: ненависти (к Сталину, например, у недовольных недостатком либерализма при Путине), вообще любые определённые политические и идеологические переживания (чуть не весь Маяковский, много у Лермонтова), любви (неаполитанские песни, вообще любовные песни), усыпания (колыбельные), религиозные, военные и мн. др. А ещё прикладное искусство исполняет компенсаторную функцию (изживание неизживаемых в реальности страстей), что объясняет повторное и повторное сочинение (или восприятие) произведения с той же, в общем, целью.

НЕПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Обеспечивает общение подсознаний автора и восприемника о сокровенном. Выражает подсознательный идеал автора, или его отсутствие (временное и страдательное или постоянное и без страдания – постмодернизм), или (реализм) осознание им того в социуме, что ещё никем не осознано или всеми основательно забыто.

ТИП ИДЕАЛА.

Их 6: низкий (напр., Раннее Возрождение), гармонический (напр., Высокое Возрождение), высокий (напр., Позднее Возрождение), сверхвысокий (напр., маньеризм), средний (напр., барокко), сверхнизкий (напр., демонизм, ницшеанство, пробуддизм). Они в веках повторяются преимущественно в вышеописанной последовательности. Конкретные идеал такого-то типа, будучи подсознательным или недоосознаваемым, движет творцом именно художественного произведения (с подсознательной образностью или с осознаваемой противоречивостью). Будучи осознаваемым, идеал движет творцом произведения прикладного искусства (см. выше).

ВДОХНОВЕНИЕ.

Переход устаревающего идеала к состоянию чуть изменённого нового идеала, что сопровождается вытеснением нового в подсознание вместе с определяющими или символизирующими его, нового, словами. Например, у Высоцкого устаревающим, но не напрочь, с символом “Сталин”, был самоотверженность во имя Отчизны. Новым – тоже самоотверженность, но во имя Федеративной отчизны (как неведомые, но чувствуемые 30 независимых советских областей в 1918 году) – с символом “Ленин”. По неумению устаревающий идеал выражался в произведении прикладного искусства “Моя клятва” (с написанием слова “Сталин”). При умении (переходе к неприкладному искусству) новый идеал при самовыражении своего символического слова (Ленин) оказался лишённым.

В. – изменённое психическое состояние. Оттого (из-за пониженного влияния сознания) трудности в выборе художественного элемента (словесного, красочного, линейного и т.д.). Оттого (из-за повышенного влияния подсознания) появляются неожиданность художественного элемента.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЭЛЕМЕНТ.

1. Пара противоречивых “текстовых деталей”, происходящая из целого (которое как произведение ещё в подсознании).

2. Необычный образ целого (которое как произведение ещё в подсознании).

Художественный элемент является и художественным и элементом только одного конкретного художественного произведения. В другом художественные элементы первого не повторяются, поскольку у другого целое другое.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)