Гёте. Вертер. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Гёте. Вертер.

Художественный смысл.

Активный демонизм.

 

Я и проект Указа о традиционных российских

духовно-нравственных ценностях

Имею сильно подозрение, что моя идея о наличии подсознательного идеала автора, фиксируемого странностью для времени создания, как мерке наличия художественности в произведении искусства разойдётся* с указанным проектом указа. Ведь эта идея – акцентирование одного нюанса теории художественности по Выготскому, который писал:

"…искусство находится в очень сложных отношениях с моралью, и есть все вероятия думать, что оно скорее и чаще вступает с ней в противоречие, чем идет с ней в ногу” (http://www.modernlib.ru/books/vigotskiy_vigodskiy_lev_semenovich/psihologiya_iskusstva/read_38/).

Речь по умолчанию о неприкладном искусстве, когда подсознание автора заставляет рождающийся текст “сказать” ЧТО-ТО, словами невыразимое.

С искусством прикладным проще. Оно призвано усиливать, в общем-то, знаемые переживания. У них отношения с моралью простые: они явно (нет неопределённого ЧТО-ТО) за или против традиционной нравственности. Это искусство рождается от сознания, неприкладное – от подсознательного идеала. Поэтому то, что от сознания, можно назвать искусственным, а что от подсознательного идеала – естественным (каждый пишет, как он дышит, - сокращая текст Окуджавы).

И надо не смешивать с подсознательным идеалом, что в любом искусстве есть работа подсознания, обеспечивающая то, что в каждом элементе произведения, как вкус моря в каждой капле моря, есть цель целого (эстетическое качество).

Всё это настолько тонкие вещи, что они вряд ли улягутся в прокрустово ложе указа.

И самое опасное, что неприкладное искусство имеет функцию (больше ничто такой не имеет, кроме личного примера), - функцию непосредственного и непринуждённого испытания сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества. – Кто-то, но не большинство, может сломаться.

Естественных (подсознательных) идеалов, грубо, 6 типов. И они, тоже грубо, исторически изменяясь, плавно превращаются друг в друга в одной и той же последовательности, грубо, по кругу от индивидуализма к коллективизму и обратно. Но в разные эпохи их именовали по-разному. Например, стилями и около XIV-XVII веков: 1) Раннее Возрождение, 2) не имеющий названия экстремистский стиль того, что Лосев назвал обратной стороной титанизма, 3) Высокое Возрождение, 4) Позднее Возрождение, 5) маньеризм, 6) барокко.

Посмотрим на Указ конкретнее и в применении к естественным идеалам автора.

*

"…обеспечивающие гражданское единство”.

Ему не соответствуют типы 1, 2 и 4. Это мещанский тип, Личная Польза, моя хата с краю. Это крайне аморальный, сверхчеловеческий тип. Это тип трагического героизма при расколе. (Вообще никакого раскола не бывает только при гармоничных типах идеалов – 3 и 6. Надо сказать и то, что чем ближе к современности, тем скорость смены типов идеалов растёт и теперь они сосуществуют все одновременно.)

*

"К числу традиционных ценностей относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России”.

Этому полностью не соответствует тип 2. Потому что смещает соотношение Зла к Добру в художественных моделях в пользу зла (5/8 к 1/8) в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления злу. Такого испытания заметное число людей не выдерживают, например, эпидемия самоубийств от "Вертера” Гёте, от "Санина” Арцыбашева. Оправдывает философский (недейственный) уклон – бегство в метафизическое иномирие, в нирвану.

Этому в указе частично не соответствуют типы 1, 4 и даже 5 для индивидуалистической стороны раскола (Вазари. Венера и Амур).

*

"…реализуется в сферах культуры…”. Надо бы добавить: за исключением произведений неприкладного искусства.

*

"чуждой российскому народу… вседозволенности”. Она не чужда и допустима – в понимании слова “воля”, уходящем в художественном произведении (т.е. в неприкладном искусстве) в философский (недейственный) уклон.

*

"обеспечение морального лидерства России в международных отношениях как хранителя традиционных общечеловеческих ценностей”. Я б дополнил словами: “и открывателя перспективы поднятия всех до уровня аристократии введением в литературо- и искусствоведение понятия “подсознательный идеал” в качестве заменителя понятия “художественность”.

6 февраля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/ia-i-proekt-ukaza-o-tradicionnyh-rossiiskih-duhovnonravstvennyh-cennostiah-62002d4f03061a607d5e02f9?&

*- По данным координатора клуба “Улица правды” 50% театральных руководителей являются представителями либералов и категорически против указа. А 50% за в том смысле, что нужно организовать профессиональный совет, чтоб он распоряжался и распределением бюджетных денег и оценкой качества изготовленной на эти деньги продукции.

Так, вообще-то говоря, развитый художественный вкус предполагает, что он-то ЧТО-ТО, словами невыразимое, почует. И я, скажем так, не буду таким человеком оценён как плохой блогер. Но какова вероятность, что люди со вкусом попадут в профессиональный совет?

17.02.2022.

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)