Фофанов. Стихи. Прикладной смысл.

С. Воложин.

Фофанов. Стихи.

Прикладной смысл.

Приятие Зла.

 

Мне аж страшно…

Нет правда… Ну посудите сами.

 

Звёзды ясные, звезды прекрасные

Нашептали цветам сказки чудные,

Лепестки улыбнулись атласные,

Задрожали листы изумрудные.

.

И цветы, опьяненные росами,

Рассказали ветрам сказки нежные, —

И распели их ветры мятежные

Над землей, над волной, над утесами.

.

И земля, под весенними ласками

Наряжаяся тканью зеленою,

Переполнила звездными сказками

Мою душу, безумно влюбленную.

.

И теперь, в эти дни многотрудные,

В эти темные ночи ненастные,

Отдаю я вам, звезды прекрасные,

Ваши сказки задумчиво-чудные!..

.

Декабрь 1885

Такая распрекрасность – и что? – "Отдаю я вам...”.

И с чем лирическое “я” останется? – Ни с чем!.. И, похоже, не против! – Декаданс.

Так про Фофанова и написано в Википедии. Только что-то никто не акцентирует, что это плохо. И содержательно (если за хорошее считать позитивные переживания) плохо: “я” теперь душевно вольётся в "эти дни многотрудные, / В эти темные ночи ненастные”. И художественно плохо (если за нехудожественность считать прямое высказывание). Тут, правда, не абсолютно прямое: есть некое умопостижение от "Отдаю” к тому, с чем остаюсь – ни с чем хорошим.

Признаюсь, я направлено искал декаданс Фофанова.

Я читал обычную муть про символистов, маскирующую их парадоксальный путь к Добру через Зло (не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься {такова, по-моему, формула идеостиля зрелого символизма; незрелый совсем плоский: из сегодняшнего Зла к Добру в сверхбудущем}). Вот этот самообманный текст:

"Для поэтов первого поколения (Бальмонта, Брюсова и их учеников) символизм был прежде всего освобождением: освобождением от односторонней аскетической морали русской либеральной общественности. Из интеллигентского монастыря внезапно открылся выход в вольный и широкий мир: “Мир прекрасен! Человек свободен!” – так формулирует Вячеслав Иванов настроение первой эпохи символизма. Надо отдаться жизни и пережить ее до конца как можно более непосредственно, напряженно и ярко, вне разделений на добро и зло, на счастие и несчастие; в силе жизненного переживания заключается смысл и оправдание жизни:

Будем, как солнце! Оно молодое,

В этом – завет красоты” (Поэты-символисты и поэты “Гиперборея” https://megalektsii.ru/s24081t6.html).

Стихотворение оказалось Бальмонта. Вырванное из контекста, оно представляло Бальмонта каким-то мечтательным ребёнком, что было неверно.

Я полез освежать память, открыл своё о Бальмонте. А в той статье оказался и Фофанов. Я его перечитал, и… Вижу, что ошибся: никакой он не исторический оптимист (в статье утверждалось, мол, не в пример сверхисторическому оптимисту Бальмонту). Вот то стихотворение.

Аллея осенью

 

Пышней, чем в ясный час расцвета,

Аллея пурпуром одета.

И в зыбком золоте ветвей

Еще блистает праздник лета

Волшебной прелестью своей.

.

И ночь, сходящую в аллею,

Сквозь эту рдяную листву,

Назвать я сумраком не смею,

Но и зарей — не назову!

1896

Какой, к чёрту, исторический оптимизм, когда приятие ночи? А я там рассыпался в похвалах Фофанову, ссылаясь на Жирмунского, что он ближе к жизни, чем символисты.

И я вспомнил рассуждения, что символизм есть реакция на натурализм, который совсем без перспективы. То есть приятие почти Зла. Я вспомнил, что Брюсов вначале тоже впал было в приятие Зла (см. тут), и тем сильнее это толкнуло его в благое для всех сверхбудущее (но проходя предварительно через Зло).

И я заинтересовался, что я увижу в необкорнанном стихотворении Бальмонта.

 

Будем как Солнце! Забудем о том,

Кто нас ведет по пути золотому,

Будем лишь помнить, что вечно к иному,

К новому, к сильному, к доброму, к злому,

Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному,

В нашем хотеньи земном!

Будем, как Солнце всегда молодое,

Нежно ласкать огневые цветы,

Воздух прозрачный и все золотое.

Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,

Будь воплощеньем внезапной мечты!

Только не медлить в недвижном покое,

Дальше, еще, до заветной черты,

Дальше, нас манит число роковое

В Вечность, где новые вспыхнут цветы.

Будем как Солнце, оно — молодое.

В этом завет Красоты!

1903

Промежуточность "к злому” не акцентирована, “число роковое” ещё поди сообрази, что оно перед дорогой "В Вечность”, а всё ещё и осияно постоянством "Красоты”.

Трудно было не сбиться на плоский символизм (раз – и сразу в благое для всех сверхбудущее). Я думаю, не надо акцентировать, что множественное число "Будем”, “нашем”, “нас” определяет “благое для всех”.

.

А что надо проакцентировать? – Что декаданс не злонамерен. Он просто Зло приемлет. (Даже ницшеанство Зло не приемлет, находится “над Добром и Злом”. А декадентство – приемлет.)

И – это не естественное переживание (порождаемое подсознательными идеалами, переходящими по кругу одно в другое, в веках повторяясь), а искусственное, порождаемое сознанием очень разочаровавшегося человека.

Раз так, в декадентстве нет загадки. Оно способно легко нравиться многим за лёгкость постижения. Вот и стихи Фофанова как-то просты. Украшенное особыми словами простое высказывание. Казалось бы, кругообразное движение: звёзды – цветы – ветер – влюблённая душа – опять звёзды.

Но это надо б считать второсортным искусством, не чета неприкладному, рождённому подсознательным идеалом автора и воспринятому подсознанием восприемника.

.

Интересно только проверить ещё: неужели Фофанов был неизменен в своём приятии Зла? – А ну.

 

Звучал повсюду благовест церковный,

И в тьме ночной, как рои ярких пчел,

Блистали свечи жертвою бескровной,

И крестный ход вокруг собора шел…

Тебя в толпе искал я жадным взором,

Одну тебя, поклонница Христа!

И первый раз неправедным укором

Я осквернил безумные уста.

Ты не пришла молиться вместе с нами, —

Тебя не мог из гроба вызвать звон.

И, полный слез, я с тайными мечтами

Рассеянно взглянул на небосклон:

Сбегала тьма, и утро рассветало,

Редела туч воздушная гряда[6],

И лишь одна восточная звезда

Еще на небе ласково дрожала…

И мнилось мне, что то твоя свеча

Затеплена перед подножьем Бога

И кротким блеском бледного луча

Мне шлет привет из вечного чертога.

1883 г. 17 апреля

Ну что? – Смирился человек со смертью своей любимой.

 

Когда, удалившись от зол суеты,

От благ и житейских страданий,

Ты внидешь, исполнена тайной мечты,

В обитель святых покаяний, —

.

Быть может, тебя навестить я приду

Усталой, признательной тенью

Весною, когда в монастырском саду

Запахнет миндальной сиренью[8].

.

Войду я, безмолвен, войду я, уныл,

В обитель молитвы и мира,

Услышу бряцанье душистых кадил

И пенье согласного клира.

.

Тебя я узнаю меж юных черниц:

Твой взор будет кроток и нежен,

Ты будешь безмолвна, как сумрак темниц,

Я буду, как буря, мятежен.

.

Но ты не узнаешь, родная, меня,

Пройдешь ты, потупившись, мимо,

Бледна, как мерцанье осеннего дня,

Прекрасна, как тень серафима.

.

Не дрогнут ресницы, не вспыхнет щека[9], —

Пройдешь и исчезнешь без шума…

Ты будешь от думы земной далека,

Я буду весь — трепет и дума…

1885 г. 29 Августа

То же самое. Только теперь на том свете он, а не она. Но чего стоит его "трепет” там? Он, собственно, удовлетворён тем, что и она здесь – "как тень”.

 

Весенней полночью бреду домой усталый.

Огромный город спит, дремотою объят;

Немеркнущий закат дробит свой отблеск алый

В окошках каменных громад.

.

За спящею рекой, в лиловой бледной дали,

Темнеет и садов, и зданий тесный круг.

Вот дрожки поздние в тиши продребезжали, —

И снова тишина вокруг.

.

И снова город спит, как истукан великий,

И в этой тишине мне чудятся порой:

То пьяной оргии разнузданные крики,

То вздохи нищеты больной…

3 февраля 1882

Негатив: оргия, нищета, - приняты душой и природой.

Всё сходится. Одно слово в Википедии верно. Все остальные и она сама молчат о главном:

"…даже суровые судьи не могли не признать, что в нём “свежая струйка неподдельной поэзии* так и бьёт из каждого стиха”” (Тарланов. Анализ поэтического текста. М., 2019. С. 215).

12 сентября 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/mne-aj-strashno-613debcb9818c427823c5a8d

*- А где же ваша почитаемая сходимость анализа? Поэтичность-то – в стихотворении “Звезды ясные, звезды прекрасные” – сплошь касается того, что оказалось потом отдано! Разве та поэтичность не контрастирует с отданностью, разве приятие (из-за поэтичности) того, что было до отдачи, при отданности не подразумевает – вам вопреки – неприятия Зла? Разве не в неприятии Зла состоит синтез из сходимости анализа на как раз Добре, а не на Зле?

- Просто у Тарланова вывод из плохого анализа.

Он пишет, что композиция подчёркнута "синтаксической симметрией – цепочкой однотипных присоединительных конструкций с анафорическим “и”, а также единством временного плана (прошедшее законченное)…” (Там же. С. 216-217).

А симметрии как раз нет. В первом четверостишии 3 глагола, во втором – 2, в третьем – 1.

То есть, нет постулируемого Тарлановым нарастания "нарастания динамического напряжения” (Там же. С. 217).

А присоединительная конструкция с анафорическим “и” распространяется и на четвёртое четверостишие, где время уже настоящее.

То есть всё приятие Добра первых трёх четверостиший, хоть и убывая динамически, всё же передаётся четверостишию Зла.

Сходимость анализа таки есть!

Она и в роли эпитетов. "Их особая значимость подчёркнута завершающим положением эпитета в стихе и постоянной рифмой” (С. 218). Их число по четверостишиям: 4 – 2 – 5 – 4. Замкнутое кольцо. То есть приятие Добра перетекает в приятие Зла. Два предпоследних от Зла ("многотрудные” и "ненастные”), зато два последних от Добра ("прекрасные” и "чудные”). – Плавно всё так. Незаметно. Не вызывает ропота переход от Добра ко Злу.

То есть мало сделать анализ поэтических элементов, надо его выстроить, если произведение позволяет, в направлении предвосхищаемого результата синтеза.

Тарланов предположил синтез такой: "дать почувствовать эстетическую значимость идеального мира поэта” (С. 218).

То есть Тарланов привёл Фофанова к романтизму.

Но он при этом сделал натяжку: увидел "нарастания динамического напряжения”, тогда как нарастания нет, а есть, наоборот, сглаживание возможного возникновения напряжения.

13.09.2021.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)