С. Воложин.
Бальмонт. Я - изысканность
русской медлительной речи…
Фофанов. Аллея осенью.
Художественный смысл.
Прекраснодушные мечтатели. |
|
Чудеса
подсознательного.
Это впечатляет – до какой неосознаваемой тонкости доходит поэт, сочиняя…
|
Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я - внезапный излом, Я - играющий гром, Я - прозрачный ручей, Я - для всех и ничей. Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая - Все пойму, все возьму, у других отнимая. Вечно юный, как сон, Сильный тем, что
влюблен И в себя и в других, Я - изысканный стих. 1901 |
Нет, от нас не спрятано, что «я» – не только «стих», но и «излом», и «гром», и «ручей». Только до сознания как-то не доходит, что ручей-то – вещный, гром – не вещное нечто, а излом – вообще… Не известно ж, чего он, излом. А там же ещё и ещё… «всех», «ничей»… В качестве чего – всех?..
То есть перед нами гимн чему-то до чрезвычайно неопределённому. Лирическое «я», понимаемое, как поэт, творящий стих, неявно очень сильно устремлён КУДА-ТО. И явлено это – подсознанию читателя. Если я об этом пишу, то не потому, что я такой тонкий, что сумел своё переживание из подсознания перевести в сознание. Нет. Это сделали два специалиста, а я просто прочёл у них. И так как обычные люди специалистов не читают, а меня, интерпретатора, всё-таки читают, то я и решил их достижение популяризировать.
Заодно и повиниться: не прав я, вроде. Я-то раньше считал глубину символизма чем-то аналогичным пословице: «Не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься». То есть неопределённое устремление к чему-то позитивному сопряжено, мол, с предварительным погружением в негативное. А где это негативное в данном стихотворении Бальмонта?
Или оно предполагается всё же?
Это «я» ведь ни с чем не считается: «все возьму, у других отнимая», «Сильный
тем, что влюблен»… Отвечают ли на его любовь взаимностью, не предполагается
даже и помыслить.
Впрочем, могу и забрать назад извинение. Ведь усматривается, что в становлении символизма есть ступени: 1) мир «мечты, который был наделен положительным знаком» (Смирнов. Смысл как таковой. С.-Пб., 2001. С. 30), 2) «личная мечта невоплотима, она не совпадает с сущностной реальностью и потому должна быть передвинута в отрицательный план» (Там же. С. 31). Так почему б не быть и третьей ступени, где к добру – через зло?
Но, пишут, не это главное в символизме, а то, что «всякая вещь есть знак» (Там же. С. 33). И «ручей», и «Самоцветные камни» (не знаю, как не вещи: «гром», «переплеск», «переклички»). А то, что означает этот знак – есть Что-то, есть «наиболее абстрактная часть словаря естественного языка» (Там же): «изысканный стих» в нашем случае. «Поскольку высшая реальность не имела физического обличия <…> ей придавался сугубо мыслительный характер» (С. 36). – Тот же стих.
То есть – написанное в тексте же.
И – летит к чертям теория Выготского о столкновении противочувствий и результате этого, применённых для выражения своего подсознательного. А символизм оказывается чисто образным искусством, на который теория Выготского не распространяется. И подсознательное в символизме есть эта подсознанием найденная образность для высшей реальности. (Может, потому Выготский и не публиковал свою «Психологию искусства», что понял, что не только противоречиями текста можно выражать подсознательное художника, но и подсознательной образностью, т.е. не только третьесказанием, скажем так, но и второсказанием – иносказанием подсознательным.)
К словам «Все пойму» можно, оказывается, применить глубокий комментарий:
«Ввиду того, что искусство, по мысли
символистов, способно непосредственно, помимо чувственного опыта приобщать
человека сверхреальности, оно перестанавливается в иерархической структуре
познавательных ценностей на ступень выше по сравнению с эмпирической наукой,
начинает конкурировать с ней, приобретает экспериментальный облик и делает
одной из преобладающих свою когнитивную функцию» (С. 39).
И этого Бальмонт не мог осознавать. А, вот, применил.
Или вот: «Предо мною другие поэты - предтечи».
«Познание надопытной области превращалось в
процесс бесконечного приближения к искомым величинам; он не обладал итоговой
точкой по той причине, что искомый объект имел нулевую степень выражения.
Проектируя это представление в художественное прошлое, символисты рассматривали
и литературную традицию в качестве многоступенчатого приближения к их
собственному искусству. Отсюда принципиально допускалось использование всего
прежнего литературного опыта. Все предшествующее искусство выступало под знаком
определенного единства, на каждом историческом этапе можно было обнаружить
приметы, сближающие историю и современность. Противопоставляя изменчивую
природу наблюдаемой реальности, стабильности мировых сущностей, символисты
утверждали, что «...всякое произведение искусства символично по существу».
Разнородные и разновременные художественные явления унифицировались и
синхронизировались, воспринимались как собрание фактов, увенчанное
символистским творчеством» (С. 40-41).
И все эти грандиозности (чем выражено ЧТО) мне представляются порождением подсознания. И я, конечно, много себе позволяю. Ибо не наступило ещё время, когда можно экспериментально засекать подсознательное в его отличии от сознательного.
И мне остаётся только ссылаться на авторитетов. На того же Смирнова:
«…может статься, были безотчетными. Ср.,
например, звуковую фактуру стихотворения «На озере Комо», где в первой строфе
рассредоточен фонологический состав ключевого слова…
|
Кому
страдание знакомо, Того
ты сладко усыпишь, Тому понятна
будет, Комо, Твоя безветренная тишь »
(С. 47). |
Через «может статься» сказано, но всё-таки сказано.
В разбираемом стихотворении эта внутренняя рифма обнаруживается почти сплошь:
Перепевные, гневные, нежные звоны
Я - внезапный
излом
Я - играющий гром
Я - прозрачный ручей
Переплеск многопенный,
разорванно-слитный
Самоцветные камни земли самобытной
и т.д.
Всё это – предпосылка музыкальности с её, в общем, неконкретностью, столь важной символизму.
Жирмунский,
правда, пишет, что «внутренняя рифма сама
по себе ещё не обозначает непременного присутствия «музыкального» стиля»,
что для символизма нужны ещё «затушёванность вещественного значения в
слове, преобладание эмоционального элемента, выбор и соединение слов по
признаку эмоционального воздействия» (Рифма, её истории и теория. Петроград.
1923. С. 64).
Есть ли это?
Точно невнятен «излом» (чего?). «Переплеск» чей, угадать можно: ручья, упомянутого раньше двумя строчками и с точкой. Но не факт. Речь, вообще, о речи. И её это может быть переплеск. А уж она-то – без «вещественного значения». Да и то, что ручей прозрачный, не добавляет ему вещественности. Так что «затушёванность» налицо. Не вещью, собственно, является и «гром». Качество «Самоцветные» ослабляет и вещественность таких материальных объектов, как «камни». «Переклички», являясь звуком, да ещё и «мая», «сон», «стих» – того же не вещного рода.
В том числе и по эмоциональному (радостному) принципу соединены: «зелёный» и «май», «играющий» и «гром», «прозрачный» и «ручей», «самоцветные» и «камни», «юный» и «сон».
Я про что угодно могу на ходу сказать ритмически и рифмовано. Вот хоть про вышеописанное:
|
Мне внутреннюю рифму Ни в жисть не сочинить. Таблицу логарифмов Мне легче заучить. |
Из этого я делаю вывод, что фонологические изыски в стихах доступны только, во-первых, подсознанию, во-вторых, – человеку, одарённому извлекать их из подсознания и записывать, так и не пропуская в светлое поле сознания. То есть почти то, что исповедовали и символисты на идейном уровне: высшее постижимо непосредственно. – Вот, такой ещё, изысканнейший образ: внутренняя рифма – образ высшего мира.
Слабость всего
приведённого выше анализа в том, что он весь ориентирован на синтез: на
выражение, можно сказать, экстремистского идеала благого для всех людей
сверхбудущего. (Неэкстремизм – у Фофанова в 1896-м – это если будущее не
сверх-, а историческое, скажем, труднодостижимое; ибо Добро есть, достижимо.) А
ведь представители обоих ветвей оба прекраснодушные мечтатели. И не видно, в
чём общность их стихов из-за этой прекраснодушности.
АЛЛЕЯ ОСЕНЬЮ.
|
|
|
Пышней, чем в ясный час расцвета, Аллея пурпуром одета. И в зыбком золоте ветвей Еще блистает праздник лета Волшебной прелестью своей. И ночь, сходящую в аллею, Сквозь эту рдяную листву, Назвать я сумраком не смею, Но и зарей — не назову! |
Ну а в чём отличие?
««...Всякая литературная школа,
противопоставляющая себя старому искусству, всегда включает в свои манифесты в
той или иной форме "верность жизни'', "верность
действительности"». В этом ряду символизм не был исключением. Мережковский
возмущался Фофановым, вменяя ему в вину отрыв от реальности» (Смирнов. С. 42).
То есть Фофанов
относительно символистов тоже должен был чувствовать себя ближе к жизни. И он
будет «будет отстаивать простые и строгие
формы метрического единства, отчетливо доминирующие над многообразием
словесного материала» (Жирмунский. С. 19).
Что мы буквально видим, сравнивая стих Бальмонта с фофановским.
А глянем на такой:
НАКАНУНЕ…
|
вот и вспыхнул август и погас пылко дерзновенна крона клёна пурпур на доверчиво зелёном вечера прохлада перемена стиля наслоившихся одежд тишина в преддверье листопада радуга сомкнутых негой вежд завтра открываемое в осень 2014 |
Тут поэт имярек
нарушает «традиционную условность,
мешающую проявиться живому индивидуальному многообразию поэтического материала:
[он] будет способствовать всякого
рода отступлениям от метрической схемы, замене более строгой метрической
системы более свободным принципом (например, борьбе против силлабо-тонического
стопосложения, разрушению однообразно-правильной строфической композиции в
«свободных стихах»); [он] будет
культивировать enjambement (перенос), как нарушение монотонного «метрического»
совпадения синтаксических групп с ритмическими, или неточную рифму, как
диссонанс, нарушающий банальную привычность точных созвучий» (Там же).
Тут даже пунктуации нет.
Чтоб чётче понять, что метрическое тут нарушено, перепишем стих:
|
вот и вспыхнул август и погас пылко дерзновенна крона клёна пурпур на доверчиво зелёном вечера прохлада перемена стиля наслоившихся одежд тишина в преддверье листопада радуга сомкнутых негой вежд завтра открываемое в осень |
9 слогов 10 10 10 9 10 9 10 |
Если у символистов (понимавших себя верными страшной действительности после краха народничества) в действительности этой так нехорошо, что идеал улетает аж в сверхбудущее, то про имярека что сказать? – Ужас?
А читаешь – впечатление успокоенности, и впереди – опять красота: уже не лета, а бабьего лета. – Индивидуализм*. И смею итогово предположить поконкретнее – что-то околобуддистское.
Могу я явить осознанное чудо и своего подсознания?
8 октября 2014 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/241.html#241
* - С какой стати именно индивидуализм?
- По наитию. Впрочем, я у того же Смирнова читал обоснование:
«Свободный стих не
получил значительного распространения потому, видимо, что он является по
преимуществу стихом для глаз, главное, что отделяет его от прозаических
текстов, — это графическое начертание. Поэзия же первых десятилетий XX в.
стремилась так или иначе учесть декламационное задание, которое приходило в противоречие
с природой верлибра <…> Не будет слишком сильным допущением предположить,
что этот факт через цепь посредующих звеньев хорошо согласуется с высокой
подвижностью социальных структур в период 1900—1910-х годов. Устный контакт
отличается от письменного общения в первую очередь непосредственностью обратной
связи, возможностью многократных взаимных перекодировок и, следовательно, коммуникативно
надежен. Поэтому он становится особенно популярным в тех социальных ситуациях,
которые характеризуются быстрым распадом одних групповых отношений и возникновением
новых, индивидуальной и общественной мобильностью, одновременным существованием
множества культурных подсистем (политических, философских, научных,
художественных) и другими признаками революционной эпохи (ср. привилегированность
такого речевого жанра, как ораторское искусство, в условиях революции)» (С.
43-44).
Сейчас же не революционная обстановка, а период стабильности.
Даже оранжевая реакция ослабела. И имярек ориентируется не на уши, а на глаза.
И если на уши ориентируются в околореволюционное время, то
имярек индивидуалист.
- А Ахматова, совсем
не революционерка, строчки ж не ломала?
- Она активная демонистка. При всем как бы классицизме её
поэзии, она…
|
|
|
Могла ли Биче
словно Дант творить, Или Лаура жар
любви восславить? Я научила женщин
говорить... Но, Боже, как их
замолчать заставить! |
- Но может же имярек
быть мещанином?
- Мещанин – это такой, как большинство. А имярек, раз так
ломает строчки, – не из большинства и не для большинства. – Пассивный демонист.
А это и есть околобуддизм.
9.10.2014
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |