Блейк. Танец Альбиона. Художественный смысл

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Блейк. Танец Альбиона и др

Художественный смысл

Запечатлено чувство вседозволенности, портрет души сверхчеловека.

Акт четвертый. (О картинах Уильяма Блейка.)

Можно биографическое? Вернее, творчески-биографическое...

У меня есть идефикс: все повторяется. Как по синусоиде. В искусстве – идеалы, стили... Это не мое наблюдение – заимствованное. Мое только – что на поворотах Синусоиды (в эпохи перемен) есть инерционные вылеты с нее (для не сумевших приспособиться к переменам). А колеблется эта Синусоида идеалов между ценностями, естественно сгруппировавшимися в людских душах вокруг коллективизма, и идеалами, сгруппировавшимися вокруг индивидуализма.

И я получаю странное наслаждение, когда вижу, как "укладывается" очередное произведение автора имя рек – по выражаемым им идеалам и приемам выражения - на какой-то отрезок такой вот усложненной Синусоиды.

Вот, совсем недавно "уложилась" привлеченная в данный сайт [речь о сайте, на котором впервые была опубликована эта статья] художница Миннибаева [ http://art-otkrytie.narod.ru/minnibaeva2.htm ], начал укладываться сюда же привлеченный Уильям Блейк [ http://art-otkrytie.narod.ru/blake1.htm ]...

Начал.

Надо уложить его поудобнее.

Правда, и куда Миннибаева уложилась, вы еще не понимаете.

Все – впереди.

Впрочем, в порядке предварения, уже тут скажу. Миннибаева – на вылет сверхвверх вон с верхнего перегиба Синусоиды, ибо не может она смириться с индивидуалистической вседозволенностью, являющейся субнизом.

И я не потому одно называю сверхверхом, а другое субнизом, что одно лично мне нравится, другое же – нет, а из-за сложившегося словоупотребления.

Готическое искусство. - Слышали такой словоблок? Видели готический собор? Согласитесь ли с великим Выготским, заметившим, что у того толщенные стены (материал произведения искусства, в данном случае – архитектуры) развоплощается ажурными сводами и узкими высокими стрельчатыми окнами (формой произведения) – развоплощается этот материал этой формой в душах созерцающих все это прихожан - в переживание (катарсис) парения к Богу. Чувство в соборе скорее соборное, общее, коллективистское, чем приватное, частное, индивидуалистическое. Согласитесь?

Ну так как такое искусство "укладывать" вниз?

Вот и получается, что коллективизм – вверху, индивидуализм – внизу.

Индивидуалистическая же вседозволенность – субниз. А яростное неприятие ее (в частности, Миннибаевой) – вылет сверхвверх.

В порядке предварения же скажу, что и персонаж Блейка из "Ворот Рая" (см. http://art-otkrytie.narod.ru/blake1.htm) - тоже из "вылета сверхвверх". Не смирился. Это его автор, Блейк, сумел найти идеал – в самом себе. Перевалил – через верхний перегиб Синусоиды вниз - к идеалам индивидуалистическим.

Потому тут, в "Воротах Рая", ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ он отказывает в красоте. Но надо еще мне доказать вам, что он видит красоту в пейзаже своей ДУШИ. И доказать, что там именно души пейзаж, а не внешней реальности. Или – не пейзаж, а портрет. Души.

Вот посмотрите на "Танец Альбиона" (1794).

Не согласитесь ли, что тут запечатлено чувство вседозволенности. Чувство. А не портрет какого-то представителя туманного Альбиона.

Есть оригинальная идея, что глобализации были и в прежней истории человечества, а не вот сейчас, мол, впервые США ее осуществляют. Пан Америка, мол. А мир брыкается, но поддается.

Нет, мол.

Первая глобализация, мол, называлась Пан Македония. Вторая – Пан Британика. И во второй, мол, просто сейчас происходит смена титульной нации (на Америку), как в первой тоже, мол, не раз были смены титульной нации (с эллинов на римлян, византийцев, арабов, турок) без перемены сущности глобализации. Первая – дотехническая, вторая – техническая.

Вот вхождение в силу второй (как раз, когда претендовала на мировое первенство Франция, а Англия была ее главным оппонентом и чувствовала, что победит), - вот чувство вхождения в глобальную силу Альбиона, чуждого в 1794 году коллективистского идеала, будоражившего Францию,- вот это чувство и портретировано Блейком на его картине.

Нужно ли разжевывать, зачем тут космичность (словно на Земном шаре стоит рыжей головой управляемое человечество)? Зачем тут надвременная (на все времена) античная оголенность этого тела? Зачем эти свободно раскинутые руки, свободно расставленные ноги? - Хозяин Земли... Что захочу, то и ворочу... - Зачем этот интенсивнейший цвет, свет, развевающаяся газовая юбка, вовсе не шотландская, зачем агрессивная эманация тела?.. - Все ясно. Все – нипочем экстазу победителя мира.

Такая внутренняя экстравагантность – это и есть романтизм.

То же, в сущности, и в произведении "Солнце в его Восточных Воротах" (1815).

Год победы над Наполеоном... Та же надмирность. Тот же апофеоз экстремального чувства, вот-вот прорвущегося изнутри. ИЗНУТРИ! Портрет души сверхчеловека.

Знающие скажут,- и будут правы: "Романтизм же есть искусство недавно побежденных! При чем здесь победители британцы?"

А при том, как они в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ победили и как ведут себя. - Прозаически. Победили дешевизной своего сукна, достигнутой ТЕХНИЧЕСКИ. Даже Наполеона Веллингтон победил при Ватерлоо, по выражению киношного Наполеона, изобретением нового вида боя – сидеть на заднице. Расчетливостью. Терпением. Тянучкой времени до подхода всепревосходящих сил. Рационализмом.

Англичане-то тех времен были пуритане. Это прямая противоположность вседозволенности. А – покорители мира могли б себе и позволить... - Ан нет!

Вот такие, как Уильям Блейк (да и Байрон – в литературе), взорвались от нетерпения ждать изменений в этом скованном этической традицией обществе людей, совершенно раскованных, предельно предприимчивых в других сферах жизни. Уж сто лет, больше, как Англия стала владычицей морей, а...

Отсюда и ярость, и яркость. - Против буржуазной серости!

"Добрый и злой ангелы" (1793-1794).

Казалось бы, художник, выведя белым доброго и темным - злого ангела, высказался совсем не за вседозволенность, а наоборот.

Нет! Они уравнены. Резкостью телодвижений. Выверты тел волновали художника. Экстремизм жестов.

Я совсем не хочу сказать, что Блейк был сознательным идеологом. Он с необходимостью недоосознавал, что "пропагандирует". Иначе он бы не был художником. В художнике, больше, чем у других идеологов, сильно подсознание. И им-то он и берет.

И наше сознание тоже... Оно может удовлетворяться той литературностью в картине, что прикованный (за ногу) к своему подземному пеклу злой ангел не дотянется, в конечном итоге, до свободно ступающего по облакам доброго ангела. Но в нас-то – и подсознание есть. И именно оно снесется с подсознанием художника, и начнется скрытая работа по переоценке ценностей, по утверждению раскованности, раз так заакцентированы закрученные позы, контрасты красок...

И вечный бой...

Вот что значит смотреть на ЖИВОПИСЬ!

Этак глядя, можно и не зная Библии чувствовать, что хотел Блейк своей энергетикой "сказать" в "Видении Езикииля" (1805).

Вовсе тут не призывы к вероотступникам (чем занимались, вообще-то, высоконравственные пророки). Нет. Тут – портрет души сверхчеловека, озаренного чувством своей избранности, отличия ото всех.

Этак глядя, можно и не зная, в чем он состоял – Арлингтонский суд – в "Картине Арлингтонского Суда" (1821)

в перекрученном теле готового утопиться монаха, соблазняемого сонмом веселых женщин, - можно почувствовать не богопротивное желание отнять у себя жизнь, данную Богом, а любый Дьяволу портрет души преступающего Закон Божий служителя Бога.

Этак глядя - на картину "Ньютон" (1795)

- можно и не зная, что изображен величайший ученый в истории человечества,- по одному контрасту мрака вокруг персонажа - с неведомо откуда взявшейся освещенностью его, его бумаги, его циркуля,- по одному контрасту между напряженной мускулистостью и... чертежом, мускульного напряжения для выполнения себя не требующим,- по одному наличию струящейся с плеча легкой накидки (зачем она полностью раздетому человеку? - Затем что нужно светлое соединение между головой и чертежом),- по одному этому (нет! три резона уже набрались),- по трем ним можно почувствовать, что здесь – портрет души сверхчеловека.

Кажется, можно не продолжать.

На данном сайте [речь всё о том же сайте, на котором впервые была опубликована эта статья] есть коротенький рассказ Евгения Антонова "В фиолетовых тонах" (http://www.magister.msk.ru/library/publicat/antonov/antoe003.htm). Я, было, не понял его. Что за пришей кобыле хвост – нарисованные фиолетовые невиданные цветы, исправившие-де настроение разочаровавшейся девушке?

А теперь, открывая и открывая для себя Уильяма Блейка, - почувствовал ЧТО-ТО и у Антонова...

08 августа 2003 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://www.magister.msk.ru/library/publicat/volozhin/bleik2.htm

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)
Из переписки