С. Воложин
Блейк. Ворота Рая
Художественный смысл
Для художника объективно существующее окружение героя не имеет никакой ценности. |
Акт второй. (Об одной работе Уильяма Блейка.)
Это очень немодно теперь – социологичность в критике... Но себя на старости лет не перевоспитаешь.
Для меня дата создания произведения есть часть произведения.
Уильям Блейк. "Ворота Рая". 1793-й год...
Год кошмарного поворота в Великой Французской революции. Разочарование европейцев в Разуме. А значит – и в искусстве классицизма второй волны, связанном с этой революцией.
Да, впрочем, некоторые и до этой революции, в классицизме первой волны, - тоже успели разочароваться. И Уильям Блейк, судя по трагической взбудораженности и датам других картин, к тем "некоторым" как раз и относится. – Предромантик. Переходящий в романтика.
Я нарочно фиксирую свое впечатление до того, как наведу словесные справки об Уильяме Блейке (он для меня – новость). Посмотрим потом, совпадет ли мое впечатление с принятым.
Вы гляньте на этого поспешающего в Рай. (А он именно туда спешит, а не оттуда, если судить по тени. Он идет на свет. И вряд ли стоит думать, что художник тут сходу не ассоциирует свет с Раем.) Итак – в Рай. Так посмотрите, как он круто наклонился вперед. Как бегун при броске на финишную ленточку. Но... Ворот-то что-то и не видно.
- А где ж этот ясный огонь? Почему не горит?
Сто лет подпираю я небо ночное плечом.
Такое впечатление, что поспешающий уже чисто механически двигается. И спешит – от еще плохо осознаваемого отчаяния. Не остается уже физических и моральных сил. Да и лицо у него соответствующее – осунувшееся, глаза запали, уголки губ минорно опустились.
Нет. Рай для него еще что-то значит. Он слишком в инерции от движения к нему. Ему еще надо остановиться, чтоб разочароваться.
Так зато он изображен – со стороны. Глазами художника. Тому все уже стало ясно. Нет объективного счастья! И если окружающий его героя ландшафт был для героя, скажем так, отрицательным (тот рвался из него в положительный Рай), а теперь для того он просто не существует (тот в себя начинает смотреть, а не вперед или вокруг), то для художника объективно существующее окружение героя тем паче не имеет никакой ценности. – Вот художник так его и изобразил – мрякой, не заслуживающей его, художника, внимания. Как сквозь снежную метель – плохо видно. Так оно того и стоит.
А теперь проверим, что говорит об Уильяме Блейке Интернет.
"Блейк признан одним из основоположников и значительной фигурой Романтизма... декларирует... преимущество воображения над другими "органами чувств"" (http://blake.newmail.ru/text1.html).
Совпало.
17 июля 2003 г
Натания. Израиль
Впервые опубликовано по адресу http://www.magister.msk.ru/library/publicat/volozhin/bleik.htm
На главную страницу сайта | Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |