Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Блейк. Ворота Рая.

Художественный смысл.

Для художника объективно существующее окружение героя не имеет никакой ценности.

Акт второй. (Об одной работе Уильяма Блейка.)

Это очень немодно теперь – социологичность в критике... Но себя на старости лет не перевоспитаешь.

Для меня дата создания произведения есть часть произведения.

Уильям Блейк. "Ворота Рая". 1793-й год...

Год кошмарного поворота в Великой Французской революции. Разочарование европейцев в Разуме. А значит – и в искусстве классицизма второй волны, связанном с этой революцией.

Да, впрочем, некоторые и до этой революции, в классицизме первой волны, - тоже успели разочароваться. И Уильям Блейк, судя по трагической взбудораженности и датам других картин, к тем "некоторым" как раз и относится. – Предромантик. Переходящий в романтика.

Я нарочно фиксирую свое впечатление до того, как наведу словесные справки об Уильяме Блейке (он для меня – новость). Посмотрим потом, совпадет ли мое впечатление с принятым.

Вы гляньте на этого поспешающего в Рай. (А он именно туда спешит, а не оттуда, если судить по тени. Он идет на свет. И вряд ли стоит думать, что художник тут сходу не ассоциирует свет с Раем.) Итак – в Рай. Так посмотрите, как он круто наклонился вперед. Как бегун при броске на финишную ленточку. Но... Ворот-то что-то и не видно.

- А где ж этот ясный огонь? Почему не горит?

Сто лет подпираю я небо ночное плечом.

Такое впечатление, что поспешающий уже чисто механически двигается. И спешит – от еще плохо осознаваемого отчаяния. Не остается уже физических и моральных сил. Да и лицо у него соответствующее – осунувшееся, глаза запали, уголки губ минорно опустились.

Нет. Рай для него еще что-то значит. Он слишком в инерции от движения к нему. Ему еще надо остановиться, чтоб разочароваться.

Так зато он изображен – со стороны. Глазами художника. Тому все уже стало ясно. Нет объективного счастья! И если окружающий его героя ландшафт был для героя, скажем так, отрицательным (тот рвался из него в положительный Рай), а теперь для того он просто не существует (тот в себя начинает смотреть, а не вперед или вокруг), то для художника объективно существующее окружение героя тем паче не имеет никакой ценности. – Вот художник так его и изобразил – мрякой, не заслуживающей его, художника, внимания. Как сквозь снежную метель – плохо видно. Так оно того и стоит.

А теперь проверим, что говорит об Уильяме Блейке Интернет.

"Блейк признан одним из основоположников и значительной фигурой Романтизма... декларирует... преимущество воображения над другими "органами чувств"" (http://blake.newmail.ru/text1.html).

Совпало.

17 июля 2003 г

Натания. Израиль

Впервые опубликовано по адресу http://www.magister.msk.ru/library/publicat/volozhin/bleik.htm

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)