С. Воложин
Врубель. Демон
Художественный смысл
Ницшеанство. |
Как Врубель посмел применить гипс для… скульптуры Демона?
Гипс – это материал полуфабрикат.
"Гипс - это первый переходный материал, в котором скульптор видит свое произведение после глины или пластилина. С каким бы мягким материалом ни работал скульптор, он всегда затем переводит скульптуру в гипс, дорабатывает ее и только после этого обычно переводит в какой-либо стойкий материал.
Гипс является уникальным материалом и для изготовления форм. Гипсовые формы служат не только для отливки скульптуры из гипса, но и для повторения ее в глине, для терракоты, фаянса, фарфора.
Кроме того, гипсовые формы применяются для изготовления скульптуры в бетоне, отливки восковых моделей для металлического литья, производящегося по выплавляемой модели, и для отливки скульптуры из пластических масс” (http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000011/st011.shtml).
Сразу признаюсь, к чему я веду. – К формуле Модильяни о красоте некрасивого.
Всё дело в том, что в мире после перехода революционного центра с Западной Европы на восток и после превращения капитализма на Западе в терпимый для среднего класса строй начался этап всемирного распространения ницшеанства как колоссального разочарования во всё-всём на Этом свете, такого непереносимого разочарования, что бежать от него осталось только в принципиально недостижимое метафизическое иномирие (в пику в принципе достижимому Царству Божиему для прощённых душ на том свете). Причём, иномирие (философский ранг выражения этого настроения) пребывал, если можно так выразиться, не в сознании художников, а в подсознании. До поры до времени. Иногда навсегда. (Что обеспечивало художественность их произведениям. Более того, вероятность того, что их произведения будут художественные превышала вероятность этого же у их идейных антагонистов, тяготеющих к социальной антикапиталистической революции, по идее призванной Этот мир улучшить. – Почему? – Потому что идея борьбы за Справедливость была знаемой, а идея иномирия – нет.)
Врубель со своим гипсом
Врубель. Демон. Гипс раскрашенный. 1890 (1894).
был где-то около начала процесса выражения этого иномирия. А Модильяни – подальше. Поэтому его изображения людей пострашнее (для благополучного сознания). А Врубель всего лишь выбрал некрасивый гипс как окончательный материал. У Врубеля ещё старого замеса психологизм большой силы.
Но чуткий Стасов заметил отклонение от освободительной идейности (обычно она была страдательная) прежнего русского изобразительного искусства:
"Он [Врубель] представил целых два образца (из гипса) той скульптуры, которая как раз соответствует нашему времени, да вместе с тем должна соответствовать и будущему времени [Стасов так ёрничает]. Первый образец — нечто вроде огромной маски, с искаженными чертами и растопыренными глазами и с целой копной волос вокруг головы. Увидав в первый раз эту маску на выставке, я было подумал, что это голова Людовика XIV в огромном его парике, со злым командирским лицом. Но оказалось, что это не Людовик XIV, а “Демон”. Все демоны, все демоны, отчего это они так по вкусу г. Врубелю (вспомним его ужасные иллюстрации Лермонтова); отчего они вечно так нужны для его творчества? Что за интерес, что за потребность странная такая?” (https://www.libfox.ru/472036-vladimir-stasov-vystavki-obzor-vystavki-russkih-i-finlyandskih-hudozhnikov-organizovannaya-s-dyagilevym.html).
Чуткий Стасов! Он же не мог не видеть колоссального трагизма в глазах, в самой синеве лица этого врубелевского Демона. – Нет. Он в полемическом запале ослеп.
Кстати, этот трагизм имеет отношение к ницшеанству?
Нет.
Любопытно рассмотреть мнение меня-молодого об этой же вещи.
"…демон в одноименной скульптуре 1894 года, видно, уже попробовал что-то сделать для людей. Да, для людей, ибо он - царь познанья и свободы. И в ответ он получил черную неблагодарность. И вот он, демон, опустошен. Эта опустошенность и буквальная тоже: изваяна только поверхность лица и обрамляющих его волос, а пустая полость, в обычной круглой скульптуре скрытая поверхностями лица, затылка, темени - эта пустая полость, ощущаемая обычно зрителями как заполненная,- у Врубеля открыта: нет затылка, нет темени, нет ушей - и открылась впадина. Опустошен. И глаза, глядящие едва ли не в разные стороны (опять - в себя) - опять плоские. Только опять не от бездуховности, а от болезни духа, не нашедшего отклика” (http://art-otkrytie.narod.ru/muzei4.htm).
Я тогда не знал ещё формулы символизма, совпадающей с поговоркой: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься.
Я натянул, - а Стасов натянул Людовика, - на этого Демона лермонтовское "попробовал что-то сделать для людей” (сделать счастливой Тамару: “Хочу я с небом примириться”). А, строго говоря, с какой стати? Почему не думать, что Демон в ужасе от того зла, какое он людям принёс. И теперь – вполне по-символистски – ему предстоит покаяться и т.д.
И станет всё на место: Врубель – символист, как все считают. А Символист – это, по большому счёту, коллективист, с идеалом благого для всех сверхбудущего.
И с какой тогда стати я его в статью о ницшеанстве притащил?
А с той, что Врубель метался между этими мироотношениями (символизмом и ницшеанством), между Добром и Злом. Не как ницшеанцы – над Добром и Злом (то есть аморальны, раз не за Добро). Это подкреплялось и физически, так сказать (он заразился сифилисом и не был развратным). – Вот и получилось, что в этой скульптуре трагизм – от символизма, а гипс, красота некрасивого – от ницшеанства.
4 сентября 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |