С. Воложин.
Васильев. О. Путь.
Художественный смысл.
Ницшеанство. |
Не могу отделаться
Хорошо, - говорит мне адвокат дьявола, - тебе посчастливилось (см. тут) отказать в разборе картине “Север России. Паводок”, т.к. она – предшественник “Высокой воды”, а в “Высокой воде” посчастливилось найти кучу противоречий, а из них, да, можно в принципе выводить что угодно, в том числе и подсознательный улёт в метафизическое иномирие ницшеанства.
Хорошо, - продолжает этот адвокат дьявола, - ты извернулся (см. тут) найти в “Тишине” опять противоречие: ничего не нарисовано и в то же время нарисовано то, что видишь в иллюминаторе при выныривании самолёта из тёмной тучи вверх, а где противоречия, там, опять, ты вправе вывести тот же улёт в то же метафизическое иномирие.
В “Заброшенной дороге” (см. тут) тебе вообще лафа была с чернотой и непонятностью, откуда свет.
Но как ты будешь вертеться с такой вот картиной?
Васильев. Путь. 2001. Холст, масло.
Ну-с, попробую.
Картина не зря названа “Путь”. По словарю Даля "путь - ходовая тропа” (https://gufo.me/dict/dal/%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C). По соотношению травы и ширины дороги видно, что это тропа. Причём по ней зимой очень много ходили. Утрамбовали. И вот везде снег уже растаял, а на ней ещё нет.
Но он неминуемо растает. Такой закон. Весна.
А закон, вечная повторяемость одного и того же – это непереносимая скука для ницшеанца. Она хорошо иллюстрируется понятием дурная бесконечность – всегда можно сделать ещё один шаг. А что в душе при этом – кошмар, жить не хочется.
Вечная повторяемость, однообразие имею тут образом прямизну тропинки (хоть обычно тропинки не бывают прямыми). Но эта – прямая, что тоже не зря.
Нуда приводит к предвзрыву нетерпения, - предвзрыву, предполагающему взрыв такой силы, что унесёт в иномирие.
А его образ – актуальная бесконечность, та, про которую думают как данную, словно число (Кантор обнаружил, что бесконечности можно складывать).
Можно только поразиться тонкости Васильева, сумевшего и в этом, казалось бы, сермяжном пейзаже уйти от натурализма к образу скуки не только с помощью умопостижения (про закон весны), но и наглядно (прямизной тропинки).
29 января 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@narod.ru) |