С. Воложин
Светлов. Колька
Художественный смысл
Безуправление в тексте + принятый примат централизма = анархизм как идеал. |
Чем проверить миролюбие в "Гренаде"?
Оно слабо доказано (см. тут) подсознательностью образа такого подбора согласных в слове "Гренада", как звонкие согласные. А внелитературного доказательства противоестественности немиролюбия и анархизма вообще там нет.
И я подумал, а не поискать ли мне, как относился Светлов к Махно?
Правда, искать надо где-то в ранние годы жизни и деятельности Светлова. Потому что после предательского уничтожения большевиками армии Махно после гражданской войны анархизм оказался настолько опозоренным как бандитизм, мол, что в годы репрессий просто нельзя было произнести слова доброго о Махно без угрозы для жизни.
Но были ж и годы до репрессий, подумал я. И нашёл искомое.
КОЛЬКА
В екатеринославских степях, Где травы, где просторов разбросано столько, Мы поймали махновца Кольку, И, чтоб город увидел и чтоб знали поля, Мне приказано было его расстрелять. Двинулись... Он — весел и пьян, Я — чеканным шагом сзади... Солнце, уставшее за день, Будто убито, сочилось огнями дымящихся ран Пришли... Я прижал осторожно курок, И Колька, без слова, без звука, Протянул на прощанье мне руку, Пять пальцев, Пять рвущихся к жизни дорог... Колька, Колька... Где моя злоба? Я не выстрелил, и мы ушли назад: Этот паренек, должно быть, При рожденье вытянул туза, Мы ушли и долгий отдых Провожали налегке Возле Брянского завода В незнакомом кабаке. И друг друга с дружбой новой Поздравляли на заре, Он забыл, что он — махновец, Я забыл, что я — еврей. 1924 |
Лирическое "я", видно, из такого же анархистского (без центральной власти) отряда самообороны евреев (от погромов), как и махновские отряды самообороны крестьян (от центральной власти). И суть отрядов не в ограблениях соседей или в противостоянии им, а в чём-то другом, раз не предвидится никаких последствий от нарушения того, что "приказано". Суть в том, что приказ и анархия – не совместимы.
Что если образом ненасильственной сути анархизма является выдуманный Светловым немыслимый поступок лирического "я"?
Почему немыслимый?
Потому что анархизм – это не абсолютное отсутствие власти, а её приближенность к коллективу: самоуправление. Т.е. подчинение решению коллектива – обязательно. Иначе коллектив накажет неслуха.
А в стихотворении – и вторая невероятность: не предвидится наказание.
Почему? Из-за такой общечеловеческой ценности, как дружба? Не зря-де стихотворение называется "Колька": оба действующих лица знают друг друга по имени. Понимай, друзьями были* до того, как гражданская война за идеи началась. Дружба-де всесильна? И что ей – предвидеть наказание… Ведь не опьянением объясняется исчезновение из поля зрения лирического "я" наказания коллектива: кабак был после поступка.
Так зачем Светлову понадобились немыслимость и невероятность?
Затем что страна пошла неанархическим путём центральных приказов. Нет, речь не о попытке продолжить военный коммунизм после гражданской войны. Речь о неизживаемом пороке центральности власти как таковой и при НЭПе.
"…впечатления, вынесенные А. И. Рыковым, тогда председателем Совнаркома, из его поездки летом 1924 г. по приволжским районам. Наблюдения убеждали Рыкова, что причины недовольства деревни лежат далеко не в одних "ножницах" [цен: дорогие промышленные товары и дешёвые - сельскохозяйственные], даже далеко не в одной только экономике: деревня уже осознавала, что она недовольна и политической диктатурой компартии. Она брала эту диктатуру, как ее видела.
"Никакой выборности в управлении деревней нет, -- так подводил итог своим наблюдениям Рыков, -- начальство все приезжее, назначенное; по приезде обзаводятся первым делом хорошей квартиркой, хозяйством, коровками, свинками и прочими прелестями. Живет начальство обособленно от населения, обставляет себя всеми атрибутами, так что простому смертному без рекомендаций и не узреть начальства"" (http://www.kulichki.com/moshkow/HISTORY/FELSHTINSKY/tajnye_stranicy.txt).
А в самой партии – драчка за первенство на самом верху.
Апологеты же централизма по-прежнему воспевают приказ и верность ему.
Но мертвые, прежде чем упасть, Делают шаг вперед - Не гранате, не пуле сегодня власть, И не нам отступать черед. Тихонов. Перекоп. 1922 |
Для поэта, чувствующего, что только самоуправление есть дорога в коммунизм, оказалось возможным воспеть в условиях воспевания централизма аж вообще безуправление. И это безуправление оказалось – в условиях царствования в поэзии противоположного идеала – минус приёмом для выражения идеала среднего между этими крайностями – анархизма.
Безуправление в тексте + принятый примат централизма = анархизм как идеал.
5 ноября 2014 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/249.html#249
*
- утверждение, что произошедшее основано на былой дружбе персонажей, сомнительно. По тексту там: ...И друг друга с дружбой НОВОЙ / Поздравляли на заре...- А что если дружба потому и новая, что сперва была старая, потом – вражда, а теперь – новая.
5.11.2014
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |