С. Воложин
Швейцер. Маленькие трагедии.
Художественный смысл.
Идеал – конвегенция социализма и капитализма, куда и стала помаленьку поворачивать страна, но никто, кроме Швейцера, не заметил. |
Быка – за рога
Мне случилось когда-то (см. тут) открыть, не побоюсь этого слова, сверхсюжет маленьких трагедий Пушкина: всё большее приближение к идеалу консенсуса в сословном обществе. Идеал 1830 года.
А до этого (в 1829 году) у Пушкина был другой идеал – Дома и Семьи.
Так вот мне мерещится, что Швейцер, вставив в свой фильм “Маленькие трагедии” (1979) для части “Каменный гость” в качестве песни Лауры (у Пушкина отсутствующей) песню на слова Пушкина же “Жил на свете рыцарь бедный” (1829), - мне мерещится, что я теперь глубоко понимаю, КАК это идеал Дома и Семьи превратился в идеал консенсуса в сословном обществе. В этом стихотворении Матерь Божья, взяв к себе на небо грешника, любившего Её земной любовью, осуществила Консенсус низкого и высокого.
Жил на свете рыцарь бедный, Молчаливый и простой, С виду сумрачный и бледный, Духом смелый и прямой. . Он имел одно виденье, Непостижное уму, И глубоко впечатленье В сердце врезалось ему. . Путешествуя в Женеву, На дороге у креста Видел он Марию деву, Матерь господа Христа. . С той поры, сгорев душою, Он на женщин не смотрел, И до гроба ни с одною Молвить слова не хотел. . С той поры стальной решетки Он с лица не подымал И себе на шею четки Вместо шарфа привязал. . Несть мольбы Отцу, ни Сыну, Ни святому Духу ввек Не случилось паладину, Странный был он человек. . Проводил он целы ночи Перед ликом пресвятой, Устремив к ней скорбны очи, Тихо слезы лья рекой. . Полон верой и любовью, Верен набожной мечте, Ave, Mater Dei кровью Написал он на щите. . Между тем как паладины Ввстречу трепетным врагам По равнинам Палестины Мчались, именуя дам, . Lumen coelum, sancta Rosa! Восклицал всех громче он, И гнала его угроза Мусульман со всех сторон. . Возвратясь в свой замок дальный, Жил он строго заключен, Все влюбленный, все печальный, Без причастья умер он; . Между тем как он кончался, Дух лукавый подоспел, Душу рыцаря сбирался Бес тащить уж в свой предел: . Он-де богу не молился, Он не ведал-де поста, Не путем-де волочился Он за матушкой Христа. . Но пречистая сердечно Заступилась за него И впустила в царство вечно Паладина своего. 1829 |
Одно меня смущает – год создания фильма Швейцером: 1979. Это за три года до “воцарения” Андропова, чёрт знает сколько времени до того взявшего курс на конвергенцию социализма (так называемого) с капитализмом. Тоже, мол, некий консенсус. – Неужели Швейцер такой пронзительный? Чуял в 1979-м, куда идёт… То есть то, что я называю реализмом, чуянием того в социуме, чего ещё никто не почуял.
Самое жуткое (для меня), что это учуяла Белохвостикова, игравшая Донну Анну (так можно понять её разговор на программе “2Верник2”).
"- Это был Швейцер… Маленькие трагедии…
- Ну конечно. Данна Анна.
- Да!
"Д о н н а А н н а (парализовано):
Вы, говорят, безбожный развратитель,
Вы сущий демон. Сколько бедных женщин
Вы погубили?
Д о н Г у а н (тоже парализованный):
Ни одной доныне
Из них я не любил.
Д о н н а А н н а (с горькой усмешкой”:
И я поверю,
Чтоб Дон Гуан влюбился в первый раз,
Чтоб не искал во мне он жертвы новой!
".
- Ну вот магия Высоцкого… Тоже… Вы играли любовь… Это Пушкин… По-моему, ни с кем больше… вот это вот… Слова любви… Никому он не говорил в кадре, кроме Натальи Белохвостиковой в кино.
- Да? Я не знала.
- Объяснение в любви было только Анне Белохвостиковой.
- Да. Может быть. Да. Но Пушкин… Вообще было феерическое… Швейцер…
- Швейцер-то вас хоть познакомил перед кадром? Вы с Владимиром Семёнычем встретились уже на съёмочной площадке?
- На съёмочной площадке. Его не утверждали три месяца.
- Представляешь, как Швейцер, да? Он три месяца бился за Высокого. Все начальники говорили: “Нет. Закрыт. Высоцкого не снимать”. Да? И уж точно не в Дон Гуане.
- Да.
- И пробил. Снял! Успел. И как он это делал?
- Тут тоже чудо произошло. Потому что Михаил Абрамыч знал… Они были очень близки с Володей и… Он снимал в его объединении картины с мужем, с Наумовым. И мне позвонил он.
- Швейцер?
- Швейцер. Артистке звонит режиссёр
- Артистке звонит великий Швейцер.
- Да. Потому что я его знала хорошо. Говорит: “Наташенька, я начинаю снимать “Маленькие трагедии”. Хотел бы, чтоб ты сыграла Донну Анну. – Я вот. Пауза. Я говорю: “Михал Абрамыч, на пробу надо приехать?” - “Нет, я приглашаю тебя в фильм…”
- Без проб?
- Да. Я говорю: “Она же испанка”. На что мне отвечает, что… “Да. Я понимаю. Вот Софья Абрамовна (Милькина)… Мы так много всё это обсуждали. Но вот я думаю, что в России ангел должен быть с белыми волосами”.
У нас была очень тяжёлая съёмка, когда Дон Гуан в этой: "Вы чёрные власы на мрамор бледный / Рассыплете”… И съёмка эта наступила. И Пушкин, и чёрные власы… И ходил Володя в своём костюме по декорации, подходит ко мне и: "чудные власы на мрамор бледный”. Сняли. – Никто не ругал. Никто не заметил. Ни в одной рецензии. Я никогда слова осуждения за то, что переписали Пушкина…
- Энергетически сложно было с Высоцким?
- Нет! Нет. Нет. Нет.
- Характер?
- Замечательный. Было легко, удобно. Мне было свободно.
- Истовый тоже в работе? Да?
- Да. Да, да, да, да. Как последний раз. Я когда видела его вены на лице, я как-то говорила, что Володя… Тяжело… Не надо…
- Тяжело?
- Ну как-то всем от смерти тяжело. Как-то страшно и бесстрашно.
- Швейцер снимает с тобой, с Высоцким, с Юрским – всех не перечислишь – “Маленькие трагедии” – и это такая современная картина!
Мистика какая-то. Я уж думал, что так, как понимаю реализм я, никто его не понимает. А вот… И ведь только годы и годы спустя стала ясна роль Андропова…
И не важно, что он ошибся, и как равную РФ Запад не принял. Но так думалось. И не только ему. А, вот, и Швейцеру.
Или они, Верники и Белохвостикова, просто для красного словца сказанули?..
19 октября 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZTF1DLRkq312e0Z0
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |