С. Воложин.
Рублёв Г. Портрет Сталина в кресле.
Хармс. Я сидел на одной ноге…
Художественный смысл.
Реализм и ницшеанство. |
Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…
Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но читатель…
В общем, я там понял, хоть произведение Хармса там не разбиралось, что Хармс – ультраразочаровашийся, оттого ставший индивидуалистом ницшеанец. А у тех – подсознательный идеал бегства в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, хорошее только тем, что возможно творцу дать образ этой принципиальной недостижимости (как бы всё же достигнутой она оказывается).
Дальше проще. – Образ даётся абсурдом.
Я сидел на одной ноге, держал в руках семейный суп, рассказ о глупом сундуке в котором прятал деньги старик -- он скуп. Направо от меня шумел тоскливый слон, тоскливый слон. Зачем шумишь? Зачем шумишь? -- его спросил я протрезвясь -- я враг тебе, я суп, я князь. Умолкнул долгий шум слона, остыл в руках семейный суп. От голода у меня текла слюна. Потратить деньги на обед я слишком скуп. Уж лучше купить пару замшевых перчаток, лучше денег накопить на поездку с Галей С. за ограду града в лес. все 28 декабря 1929 |
Стих этот мне нужен, чтоб объяснить, зачем художник Г. Рублёв так посадил Сталина.
Г. Рублёв. Портрет Сталина в кресле. 1933.
Если позу, думаю, я объяснил удовлетворительно, то почему на картину попала собака, мне так же удовлетворительно объяснить не удаётся. Есть только сведение, что был приказ "самого Сталина” вывести особую охранную собаку, и что работа по выведению "начались в 30-е годы” (https://zoowka.com/dogs/porody/chernyy-terer-1561/).
То есть художник пришёл в ужас в 1933-м, куда катится страна под красным знаменем (символом крови угнетённых, угнетённых эксплуататорами), и отразил контрастом белого и пушистого во мнении большинства Сталина с кровавостью его фона.
(А я, родившийся в начале страшнейшего 1938 года, узнал о существовании репрессий в СССР только в 1956-м. И это естественно. Мои мама и папа жили в крохотном городке, занимали мизерные должности, у них было такое же окружение, никого из родственников и знакомых не тронули, а репрессии проводись засекречено… Вот и всё. Даже в школе, где с 1948-го несколько моих одноклассников имели родителей кагэбэшников, мне никто из товарищей ничего не рассказал, вероятнее всего потому, что им отцы ничего не рассказывали – зачем?).
Если Рублёв верно понял Хармса (как ницшеанца, а те очень суровые люди), но придал картине что-то от неги, то ясно, что Сталина он понял как недоницшеанца. То есть не того, кто в тоске от плохости мира удирает в метафизическое иномирие, ненавидя всех остальных людей как мещан, а другого – земного, хоть и сверхчеловека со вседозволенностью, но ради возвышения над остальными, презираемыми. То есть тоже мещанина. Просто особой породы – с тягой к исключительности.
И если всем вокруг (или большинству) это было не ясно, и Сталина народ любил, то перед нами произведение реализма. Это когда в социуме что-то уже родилось (недоницшеанство номенклатуры и Сталина в том числе), а окружающие ещё не замечают.
А такие его вещи
Г. Рублёв. Парад войск на Красной площади. 1948.
реализмом называть нельзя.
2 января 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@narod.ru) |