С. Воложин
Растеряев. Бой
Художественный смысл
А вспомните непереносимость ситуаций сплошь во всех рассказах и пьесах Чехова. А он – ницшеанец. |
Авось кривая вынесет
Кривая – это идея, что идеал, которым движим художник, инерционен. И если я по одной песне Растеряева (см. тут) вывел, что он – ницшеанец, то и по второй смогу то же подтвердить. Идея хлипкая. Работает, наверно, на больших художниках. А большой ли Растеряев, я сомневаюсь.
Ну, послушаем (тут) и вчитаемся в текст:
Бой
Солнце весело гуляет По полям пшеничной пыли, Пташек божьих все ласкает, Наставляя петь о мире. От чего, не понимаю, Мы с тобою спозаранку Это поле наблюдаем В смотровые щели танка? Купол неба голубой Надо мной и над тобой. Где-то там далекий дом И родные в доме том. Поменяв покой на бой, Имена – на позывной, В этом поле под горой Сейчас мы встретимся с тобой. Едешь ты меня угробить, Еду я тебя утюжить. Иссушились в лютой злобе Наши жилистые души. Землю траками взрываем, Что казалась неделимой, И друг друга убиваем, Даже промахнувшись мимо. А купол неба голубой Все глядит на нас с тобой. Закипает кровь все злей За потерянных друзей. Каша съедена до тла Из сгоревшего котла. Сожжены давно мосты. Есть лишь я, есть лишь ты. Вот мы рвем друг друга в клочья, Пламя будто в жерле ада, Руки, головы по кочкам – Ну кому все это надо? Все равно назло всем бесам, Здешним и заокеанским, Птицы петь над этим лесом Будут только по-славянски |
Песня по тексту пацифистская. Противники – ярые идейные враги. Об этом можно судить, что у обоих – позывные вместо имён. Я проверил, со стороны свидомых, в добровольческих батальонах, тоже применяют позывные, как и у ополченцев ДНР и ЛНР. Вот в ВСУ – другое дело. Но в ВСУ призывают. Там вполне могут быть и не идейные. А в добровольцах – исключительно идейные. И тогда тут два прокола в образе “я”. Первый: у идейного не может быть "От чего, не понимаю”. Второй: ни один, ни второй – раз они идейные – не могут называть бесами тех персон, кто их вдохновляет на святую войну.
То есть этот прокол полностью выявляет позицию автора. И она – вполне ницшеанская: над Добром и Злом. А намёк на неё – и в безразличии пейзажа в первом и последнем куплетах, и в словах "Купол неба голубой / Надо мной и над тобой”.
А как с нравственной непереносимостью ситуации? - спросите.
А вспомните непереносимость ситуаций сплошь во всех рассказах и пьесах Чехова, - отвечу. А он – ницшеанец.
Скажу более. Шарманочный напев где-то перекликается с экзистенциальной тоской жизни в этом скверном мире. И, если хорошо знать признаки идеала ницшеанства – иномирия: апричинность, алогичность, - то не их ли приятие подсознательно выражает Растеряев этой шарманочностью мелодии. Лишь бы вон, мол, из Этого мира. Не на тот свет, христианский, а просто вон из Этого, чтоб не задумываться, куда ж тогда.
10 сентября 2016 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/405.html
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |