С. Воложин
Пуссен. Пейзаж с Геркулесом и Какусом
Пейзаж с Полифемом
Художественный смысл
Доминирование. |
Написал (о Пуссене), но сомнение грызёт.
Где-то прочёл я, что “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” есть пейзаж героический. Что интуитивно признаёшь верным. Наверно, из-за скалистости горы-защитницы от бурь-неба.
Пуссен. Пейзаж с Геркулесом и Какусом. Около 1660 года.
Хорошо ли это соотносится с Абсолютом Благой Природы пантеистической веры?
И ещё…
Только придётся некое отступление сделать…
Я заимствовал себе для руководства (преобразовав) теорию Шмита о синусоподобной повторяемости в веках идеостилей, всегда по кругу повторение, мол, идёт. Индивидуализм → гармония индивидуального с коллективным → коллективизм → гармония коллективного с индивидуальным → индивидуализм.
Так идеал Лоррена, современника Пуссена и тоже представителя классицизма (см. тут), получился у меня на точке гармонии, на восходящей ветви СИИ (Синусоиды изменения идеалов, я молчаливо счёл, что все её представляют развёртывающейся слева направо с коллективизмом вверху и индивидуализмом внизу). Идеал этот – оптимистический. Точнее – с верой, что достигнут он будет в скором историческом будущем (уже вон, мол, в гармонии верха и низа находится).
А у Пуссена, получается, идеал уже достигнут (коллективизм).
Разнобой с Лорреном.
Хорошо ли?
Есть и ещё сомнение. Трудно выразимое.
Движение по СИИ происходит из-за борьбы, в общем, коллективизма и индивидуализма. Абсолютной победы коллективизма, государственности, монархии быть не может. Сам вид синусоиды это показывает. Почему происходит верхний перегиб? – Потому что начинает перевешивать индивидуализм. Потому что коллективизм ослабел. Как же картину “Пейзаж с Геркулесом и Какусом” считать образом Абсолюта и вечности монархии? Логичнее подход к верхнему перегибу называть идеалом типа трагического героизма. Коллективизм тогда истерически-наивно считает, что вот-вот и победит, но в глубине души предвидит поражение. Самый перегиб начавшееся поражение уже и означает.
Может именование “героический пейзаж” означать должен не то, что вблизи перегиба СИИ? А на середине подъёма? Как и у Лоррена?
Там героизм ещё полон сил. Чем дальше во времени и по СИИ от середины подъёма её, тем сила коллективизма становится меньше. Тем больше его трагизм. И именно в середине он совершенно самонадеян и силён.
Вон, на картине… Люди ж никак не участвуют в делах скалы-защитника. Геркулес же, наступив на пах Какуса, закричал, наверно, победно. А кто на этот крик оглянулся? Никто.
Или невыделенность Геркулеса цветом предполагает, что он не кричит. А самодостаточен. Скала и есть скала тем, что ни с кем не общается. Ограждает и всё. И в том её Абсолют.
Тогда всё сходится. И можно перестать сомневаться.
Надо просто слова “героический пейзаж” заменить на “пейзаж доминирования”.
Вот в природе доминирование каково? Доминант доказал свою силу и всё – больше ему её доказывать сколько-то времени не надо. Все помнят, что доказал. Все занимаются своими частными делами, и он их тоже не трогает. Тучи себе клубятся в небе, вода себе стоит зеркалом, люди копошатся себе: кто рыбу ловит, кто купается. И никто не оглядывается на доминанта. А тот естественно царит сам в себе.
Не то же ли самое в более ранней картине, тоже называемой героической?
Пуссен. Пейзаж с Полифемом. 1649.
Тут из мифа извлечено доминирование мелодией игры на флейте Полифема.
"Далеко в море вдавался скалистый холм, он круто обрывался к вечно шумящим волнам. Полифем часто приходил со своим стадом на этот холм. Там он садился, положив у ног дубину, которая величиной была с корабельную мачту, доставал свою сделанную из ста тростинок свирель и начинал изо всех сил дуть в нее. Дикие звуки свирели Полифема далеко разносились по морю, по горам и долинам” (https://narodstory.net/mif-drevney-grecii.php?id=129).
Пуссен просто “дикие” заменил на “чудные” и заставил всю природу им внимать и вторить.
"Строгая организованность композиции подчеркнута ритмическими соответствиями и повторами…” (https://gavrilin-dshi.ru/strany/pejzazh-s-polifemom-nikola-pussen-1649.html).
Всё – как крылья чаек (5 штук их кружит около скал). Как волны музыки Полифема.
Можно сказать, что Полифем своей музыкой доминирует тут, хоть всё и вся тут занимаются своим делом, как и в предыдущей вещи. Кто нежится, кто за ними подсматривает, кто пашет, кто в горелки играет. Чайки летают себе. Кусты и деревья растут, горы стоят, облака клубятся. И всё – пронизано естественностью волн, возведённой в одушевлённость.
Образ доминирования монарха, никого не стесняющего, пока все лояльны.
12 декабря 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано про адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |