Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Лоррен. Пейзаж с отплытием святой Урсулы.

Художественный смысл.

Идеал Гармонии. Идеал типа Высокого Возрождения. Ожидание свершения идеала в историческом будущем.

 

Чары Клода Лоррена.

Вы будете смеяться, но я, наконец, нашёл удовлетворяющее меня описание “прибрежных” картин Клода Лоррена. У Сапронова – http://summa.rhga.ru/edin/pers/detail.php?rraz=&ELEMENT_ID=5125.

Меня не устраивало всеми принятое для них слово идиллия. Идиллия никуда не влечёт. А Лоррен считается представителем классицизма. Классицизм же в моей, для себя придуманной упорядоченной систематике, является неким повторением идеала Гармонии. Идеала типа Высокого Возрождения. А такой идеал – для меня – подразумевает ожидание свершения идеала в историческом будущем. И идиллия тут не к месту.

Лоррен. Пейзаж с отплытием святой Урсулы. 1641.

А Сапронов мне открыл, в чём изюминка созданий Лоррена. В чрезвычайной постепенности изображения воздушной перспективы. Хоть он так и не написал.

Гляньте на розовое двухбашенное здание. Дальняя башня бледнее ближний. Уж, казалось бы, как они недалеко друг от друга, и могли б быть одного цвета. – Нет! И тут – тончайшая градация. Мало того. Градация есть даже в цвете листьев дерева, что справа. Которые больше просвечиваются солнцем (где уже не густо), они бледно-зеленовато-розовые. Где чуть гуще – зелени побольше. Где ещё больше густоты – одна зелень. Где уже глубокая тень – коричневое появляется. – А гляньте на красные флаги на кораблях. Как дальний чуть-чуть бледнее ближнего! – То же с мачтами. Казалось бы, совсем не намного дальше отстоит от левого по центру корабля правый по центру. А уже мачты правого бледнее. – Или тень от них и от лодки, что между ними, на воде. Насколько тень от левого (поскольку она ближе к нам подходит) гуще, чем тень от лодки и от правого по центру корабля. Причём от лодки гуще, чем от того корабля. – То же с тенями от ступеней под двумя правыми колонами! Кругом, кругом тончайше проработана воздушная перспектива.

Это как бы приглашение, что историческое ослепительное будущее – пошагово достижимо!

А так и тянет продолжать рассматривать градации… Насколько светлее левое дерево по сравнению с более близким правым.

В левом по центру корабле корма бледнее носа.

А как понемногу от приближения к нам темнеют уступы набережной, что в тенях.

А то же с волнами.

Я уж не говорю о небе.

Целая бесконечность, в которой хочется не переставая купаться. И можно понять, что таких картин можно написать множество, и смотреть на них никогда не надоест.

Причём, это не туман. Это воздух какой-то влажности. Я не исключаю, что такая влажность только около Рима и бывает. И это может объяснить, почему Лоррен не смог из Рима уехать на родину.

Интересно, что по преданию путешествие Урсулы кончается трагически. Но Лоррен, как настоящий художник, в том числе не без того, чтоб через наоборот выразить свой оптимистический идеал. (Мог бы и иначе назвать свою картину.)

Впрочем, тут работает классицистский канон. (И Лоррен ему подчинился, может, с ехидством – в одном названии, способном навести тень на этот ослепительно начинающийся день в картине.) Пейзаж тогда считался низким жанром. Высоким был исторический. Героев надо было изображать. “Ну так нате вам”, - как бы сказал Лоррен названием. А изображением дал образ исторического оптимизма. Судьба абсолютизма в его родной Франции представлялась уже безоблачной.

"Как ни парадоксально, но по окончании Религиозных войн Франция стала сильнее. Высшие феодалы перестали бунтовать против королевской власти. Франция превратилась в сильнейшее европейское централизованное государство и оставалось таким более двухсот лет” (http://chtooznachaet.ru/religioznye-vojny-vo-francii-kratko.html).

Достоевский не зря дал Версилову из “Подростка” плениться одной из картин Клода Лоррена, сделав своего героя бесплодным дворянским идеалистом. Сам-то Достоевский свершение своего идеала – религиозного социализма – отнёс в сверхбудущее, а не в историческое будущее.

 

Ну и как моя идея-фикс? Есть тут след подсознательного идеала? – По-моему есть. Вот эта тщательнейше выписанная воздушная перспектива настолько увлекала себя бесконечно разнообразно осуществлять, как запой (а это требовало сознательного рационализма), что движущая сила этого действа могла спокойно прятаться в подсознании.

14 октября 2018 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6201.html

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)