С. Воложин.
Пришвин. Тяга.
Художественный смысл.
Пассивный символизм. |
Пришвин-художник за Гитлера не был.
Уважаемый читатель!
Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”).
Она была написана 20 лет назад. Я тогда ещё не так фанатично настаивал на художественности как наличии подсознательного идеала автора в виде текстовых странностей.
Теперь я б, наверно, за такую странность счёл бы те места, где идеализируется природа без человека. Например:
"…образ ее [любимой девушки, не пришедшей] мало-помалу с годами исчезал, а чувство оставалось и жило в вечных поисках образа и не находило его, обращаясь с родственным вниманием к явлениям жизни всей нашей земли…”.
И это “без человека”, настаивал бы я теперь, есть образ не туманного, как у обычных, активных, символистов, сверхбудущего, сейчас недостижимого, а образ тоже сверхбудущего, и тоже сейчас недостижимого, но не туманного, а… реального, зримого.
В этом месте (в главке “Тяга”) зримое – "вальдшнеп не прилетел” в качестве блага в виде образа прелести природы без человека.
Но дело в том, что в данной статье я не хочу заниматься Пришвиным-художником. Я хочу заняться Пришвиным-человеком. И его коренным отличием от Пришвина-художника.
Пришвин-человек, старик 67-милетний в тот (1940) год, когда написана эта “Тяга”, развёлся со своей женой и женился на женщине, младше себя на 27 лет.
При этом пафос пассивного символизма его творчества, будучи не данным его сознанию не изменился, не изменился. Поэтому в его сознании кровавые большевики, в качестве своих ("за Сталиным Россия” - http://prishvin.ru/prishvin-o-gitlere), для него сравнялись с их тогдашним союзником, Гитлером. И тот ему нравится:
"Дело Гитлера для меня тем предпочтительнее дела союзников, что у них "всё куплю", а у него "всё возьму"” (https://zen.yandex.ru/media/id/5bfe6d7cba3d2500abb69995/mihail-prishvin--ia-kak-vznuzdannyi-stoial-za-gitlera-5d526542dfdd2500ad222496).
Наверно, это психологически объяснимо: подсознательный идеал – пассивный символизм → сознательно приемлется "всё возьму". Новая жена, симпатия Гитлеру…
Это как Пушкин в жизни был, по крайней мере, до женитьбы – бес арабский, а в творчестве даже в байронизм не впал (если быть в изучении его не поверхностным).
19 февраля 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |