Попов. Собутыльники. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Попов И. Собутыльники.

Художественный смысл.

Лишь в сверхбудущем будет благо для всех.

 

Как невольно оболванивают людей

Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им не важно, если у художника тоска зелёная на душе от того, что он видит.

И. Попов. Собутыльники. 1950-е годы. Бумага, темпера, пастель.

Нет, любительца не совсем скроет бяку советской жизни:

"…создал живописную летопись своего времени. И в этой летописи художник говорил не только о достижениях, но и о недостатках советской действительности”.

Но этак неконкретно, мимоходом сказано. (Я потом, скажу, зачем так.) – Читатель глянет: пьяницы… картёжники. И процитированные слова сведутся у него к согласию: низы жизни. Было и такое. Как и всегда.

А я посмотрел и подумал… Это Москва, конечно. Где ещё в 50-е годы (ещё много разрухи было после войны) такие высокие и целые дома? Причём, построенные явно в 30-е годы полубараки (без балконов, без какой-нибудь архитектуры). Кое-где ещё лежит снег. Это апрель. Солнце в Москве в зените около 12:30. Высота его над горизонтом чуть не 50 градусов. На картине 30 градусов. Значит время 15:45 (https://planetcalc.ru/4270/). А из-за красноты и обилия тени кажется, что уже вечер (в 6 вечера высота солнца над горизонтом 12 градусов – жёлтая линия). Я не думаю, что в 50-е годы были в Москве тунеядцы. Эти, что на картине, к 6 вечера вернулись уже с работы. В 1958-м рабочий день был 7 часов. На предприятиях транспорта и заводах начало рабочего дня было в 6-7 часов. Рабочие уже в полтретьего точно освобождались.

К чему я это всё? – К тому, что у Попова нарисована правда*. И она у него тут в том, что двор пуст вечером. Никакой местной общественной жизни. Кроме, вот, у выпивох.

И это поужасней, чем выпивохи.

Не для всех – для людей с граждански активной позицией. Каким и был горюющий Попов.

Что показано (см. тут) для, казалось бы, ультраоптимистических картин “Наш двор” (1964) и “Первый снег” (1968-1972), про которые упомянутая любительница соответственно первому впечатлению тоже написала:

"Все <…> картины, репродукции которых приведены выше, дарят радость, вызывают светлые воспоминания”.

Что есть в молоко попадание.

И зачем нужно такое извращение?

Субъективно (для неё, кроме разной практической личной пользы) – для переживания таки позитивных эмоций от живописи вместе с другими, такими же недалёкими, людьми, откликающимися добром на её доброе намерение.

А объективно?

Увы, для оболванивания людей. Они-то думают, что они приобщились к искусству. А их обманывают, вольно или невольно.

15 июля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/YtF1C35hPxmatgeM

*- Никакая не правда, а неправда. Забыли про декретное время. На картине на час позже. Должны дети во дворах играть. Много детей. Их уже покормили после школы и отпустили гулять.

- Ошибка лишь подтверждает намерение художника. Дети затемнили б выражение “фэ” отсутствию общественной жизни.

21.07.2022.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)