С. Воложин
Попов. Картины
Художественный смысл
Он этой картиной ностальгирует по ещё недавней, но уже уходящей общинной жизни в СССР. |
Ко дню рождения С. Г. |
Вопрос на засыпку
Люблю себя ставить в трудные положения с толкованием живописных произведений. Ну вот, например, с какой стати такая жизнерадостная картина появилась у Игоря Попова?
Попов. Наш двор. 1964.
Про неё, казалось бы, верно пишут так:
"…картина из тех времен, когда телевизор был редкостью, а компьютеров не было вовсе, когда в каждом дворе все вместе заливали катки, строили горки, лепили снеговиков, забивали "козла", чинили автомобили, сушили бельё, играли свадьбы и воспитывали детей. Это было время, когда весь двор жил общей и насыщенной жизнью, в которой совместно переживали и горе, и радость, не было "чужих" детей и "чужих" проблем” (https://visualhistory.livejournal.com/1378634.html).
А это ведь уже 1964-й год…
Наша семья была очень бедная. Тётя аж не выдержала и купила нам телевизор, сказав, что нельзя ж в космическую эру жить без телевизора. И Гагарина я уже фотографировал с экрана нашего телевизора. А Гагарин полетел в 1961-м году. То есть в 1964-м телевизор уже не был редкостью.
Это я уже принялся опровергать приведённую выше цитату.
Я с самого начала задал себе вопрос, как мог художник, критик действительности, традиционалист в пику вредному материальному прогрессу (см. тут и тут), вдруг нарисовать оптимистическую картину, когда кругом материальный прогресс в почёте? – Если он не ерундовый художник, то не мог. И я предположил, что единственный логический ответ – это, если он этой картиной ностальгирует по ещё недавней, но уже уходящей общинной жизни в СССР.
В соответствии с таким предположением я стал рассматривать фотографии дворов советского времени в 50-60-е годы. И, наткнувшись на очень похожий сюжет, обнаружил, что это 1940-й год!
Двор дома № 64 по Загородному пр. Фото 1940 г.
Годы, поближе к 60-м, какие-то не такие общественные.
Ярославль. 1960-1970 гг.
В 80-х уже совсем уныло.
Что значит, крупный художник, и что значит, опытный покупатель картин. Музей Русского Искусства в Миннеаполисе, США, купил “Наш двор”. – Как экзотику это купили? Ибо у них не так.
А как?
Рисунок 4. Вид проекта жилищного строительства Пруитта-Иго, Сент-Луис, Миссури, Хельмут, Лейнвебер и Ямасаки, архитекторы.
Источник
: Предоставлено библиотекой Фрэнсис Лоэб, Высшая школа дизайна Гарвардского университета.Рисунок 5. Вид с птичьего полёта на дома Роберта Тэйлора, Чикаго, Иллинойс, Шоу, Мец и ассоциация, архитекторы.
Источник
: фотография Билла Энгдаля. Предоставлено Чикагским историческим обществом.Машинный перевод:
"В Сент-Луисе жилищная власть наняла хорошо связанную местную фирму Хельмут, Лейнвебер и Ямасаки. После того, как дизайн Минору Ямасаки для апартаментов John J. Cochran Garden (расположение 6-, 7- и 12-этажных зданий с балконами, служащими в качестве крыльца), получил награды в архитектурных кругах, власть построила его дизайн для материнского Pruitt-Igoe проекта из тридцати трех 11-этажных зданий (см. Рисунок 4). Вдоль одной внешней стены фирма включала глубокие коридоры или “галереи”, которые должны были функционировать как детская площадка, крыльцо и вход в прачечную и складские помещения, привлекающие жителей и создающие “вертикальные районы”. В Чикаго жителям в течение ряда лет построили четырехмильную полосу государственных жилищных высоток вдоль Южной государственной улицы, с кульминацией в 1963 году с завершением крупнейшего в мире проекта государственного жилья, дома Роберта Тейлора, двухмильного участка двадцать - 16-этажных зданий, вмещающих более 4300 квартир (см. рисунок 5) (Architectural Record 1954; Bailey 1965; Bowly 1978)” (https://www.innovations.harvard.edu/sites/default/files/hpd_0703_hoffman.pdf).
Расчеловечено. Вот Попов того же боялся.
И мыслимо думать, и что он провидел такую перспективу в СССР, и что чуткий зритель того времени это тоже провидел, и, наконец, что холодный ужас провидения с тёплыми красками “Нашего двора” в столкновении друг с другом рождают ЧТО-ТО, что озаряет выразить словами: “Спасайте, спасайте, товарищи, общинный дух! Ведь пропадаем!”*
Верный своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет след подсознательного идеала, я позволяю себе рассудить, что такая сложноустроенность переживания от картины (два сочувствия и результат их сложения) и есть этот самый след.
28 сентября 2018 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/675.html
*
- А вот художник Павел Белинский пишет обратное:“…ему не свойственна ностальгия по минувшему прошлому” (
http://www.belinski.ru/site/index/33).- Да нет. В словах этого же художника можно найти аргументы как раз для противоположного. Когда он открыл идею ценности традиционализма, его обуяло боевое настроение утверждения этой идеи:
"мажорная, пастозная живопись “каргопольского” и “судиславльского” циклов” (Там же).
Попов. Каргополь. Весна. 1963.
Попов. Галич. Начинается гроза. 1965.
Попов. Закат. Большая Пысса. 1964.
Тут и бедность, и неустроенность не страшны – родные, привычные, ментальные.
А вот когда Попов вернулся в Москву и стал рисовать её, теснящую традиционализм со страшной силой, то и живопись его поблекла – в далёкую даль уходит свершение его идеала традиционализма:
"выразительное живописное письмо, сменяется живописью более широкой, менее пастозной, где цвет насыщен оттенками и многочисленными рефлексами" (Там же).
Попов. Первый снег. 1968-1972.
Не радость тут, как обычно думают школьники, когда пишут сочинение по картинке, а печаль – в какой несграбный переулок пришлось лечь такой красоте, как первый снег.
Та же несграбность – повсюду в картинах Москвы.
Попов. Фрунзенская набережная, дом 14. 1968-1972.
Попов. У Киевского вокзала. 1970--1973.
1.10.2018.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |