С. Воложин
Пикассо. Герника.
Художественный смысл.
Даёшь социальность! – Корёжением, раз асоциальность (фашизм) выражает себя натуралистически. |
Как нас дурят художники и искюсствоведы
Начну сразу с цитаты:
"Однажды, люди натолкнулись на идею пропорций. В различных фигурах постоянно встречались одни и те же закономерности. Это впечатляло. Потом кто-то додумался измерить парочку растений, зверюшек и некоторые части тела, которые обычно от посторонних прячут. Закономерности оказались и там. Это впечатляло еще больше.
Терпеть не осталось больше мочи, самые распространенные отношения были объявлены священными. Некоторые видели в них проявление божественного вмешательства. Некоторые — самого бога. А раз священные пропорции так часто встречаются, то можно под них подогнать все что хочешь, сделать из этого символ и стращать паству” (https://habr.com/ru/post/57806/).
Безусловно честные художники были только в древности, а потом их совратили математики, и… пошла писать губерния. И особенно стараются искюсствоведы.
""Герника” — одно из наиболее анализируемых произведений искусства” (https://howartworks.com/pablo-picasso-guernica-%E2%88%9A5-part-ii/).
То есть всегда можно подогнать под что-то осмысленное, как сюжетные картины видят в пятнах плесени на стене.
Ещё мне вспоминается такая история.
Я раз попал на лекцию честного раввина. Он сперва рассказал завораживающие мистические случаи с Торой.
Взяли весь её текст без пропусков между словами поместили в один файл в компьютер и потом выводили файл на экран в виде то одного, то другого количества строк. И обнаружили, что при представлении файла, например, в виде стольких-то строк, пусть 10-ти или 20-ти (длина строк при этом огромная, в экран не помещающаяся, но можно ж строку двигать влево-вправо и увидеть её всю), можно обнаружить, скажем, по диагонали или по вертикали сверху вниз или снизу вверх, или ходом шахматного коня, или ещё как-то… осмысленные предложения, описывающие то или иное событие, известное из истории. Например, что президент Кеннеди убит такого-то числа. Никогда, правда, не нашли предсказания будущего, и чтоб оно оправдалось. Но. И так – факт, потрясающий воображение.
Благо, раввин признал, что тот же, кто это обнаружил, сделал проверочный эксперимент. Ввёл в файл не Тору, а переведённую на иврит “Войну и мир”. Чтоб без гласных, где гласные подразумеваются, исходя из контекста, и без суффиксов и приставок, которых в иврите мало. И получился подобный эффект. То есть, по-видимому, таково свойство любого достаточно большого куска связного материала.
И вот такой туфтой нас потчуют искусствоведы и не гнушаются иные художники. Сперва, мол, что-то вычислят, а потом рисуют.
Это не значит, что нет места честным.
Умница Адорно пишет:
"В пользу выживания понятия гармонии как момента говорит то, что произведения искусства, которые восстают против математического идеала гармонии, против требования установить симметричные отношения и стремятся к абсолютной асимметрии, не лишаются всей симметрии полностью. Асимметрия, согласно художественным достоинствам ее языка, должна осознаваться лишь в ее отношении к симметрии; новейшим доказательством этого служат феномены искажения у Пикассо” (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000605/st012.shtml).
Например, в той же “Гернике” прячется околопирамидальная композиция светлой середины, на которую, на околопирамидальность с вершиной в керосиновой лампе, Пикассо аж дал прямой намёк в виде строгих прямых.
И какой же хаос "в ее [пирамиды] отношении" ощущается на картине? Наверно, больший, чем если б намёка на пирамиду не было.
Другое дело, как оценивать эту формальную удачу (крайнего корёжения натуроподобия) с моральной точки зрения. Первый раз (в “Авиньонских девицах") в такую крайность он впал из-за того, что заразился венерической болезнью в борделе и всё что-то не мог вылечиться. Чем, собственно, отличается одна нехорошесть от другой по степени корёжения? – Ничем. – Этот мир по-прежнему никуда не годен. И бежать от него можно только в иномирие. Метафизическое, раз Этот мир физический. Крайность корёжения это и выражает. Только не образно, а через наоборот. Этот мир так непереносим, что хочется его взорвать взрывом такой силы, чтоб вышвырнуло в метафизическое иномирие.
То есть зритель должен испытывать совершенную непереносимость им того, на что он смотрит. А не праведный гнев на фашизм.
И тут я вхожу в контры с той авторессой, которая придерживается совершенно другой линии поведения по отношению к Пикассо, из-за чего я и стал писать эту статью.
""Герника" только неподготовленному человеку кажется беспорядочной свалкой. На самом деле композиция ее жестко структурирована со всеми законами гармонии (и со специальными ее нарушениями ради создания эффекта дисгармонии)”.
Казалось бы, такие же слова, как и у Адорно. Но у него почти молчаливо речь касается крайнего корёжения привычного ("атональной музыки”, “шока”). То есть у него симметрия подспудна. А у неё – наоборот, "жестко структурирована со всеми законами гармонии”. И только избранные могут эту жёсткость оценить (правда, дав картинки с линиями компоновки, она и не подумала их расшифровать {я тоже не подумал, но за то, что это туфта}):
"Впрочем, я сразу предупреждаю, что мое объяснение поможет разобраться только тем, чья эрудиция открыта к восприятию "нового" и кто не испытывает при виде картин Пикассо и прочего авангарда острой аллергической реакции.
Если же вы сразу смотрите на подобные картины, называя их "мазня и г…о" (за второе слово в моем блоге я баню), то мои объяснения вы сочтете совершенно неправдоподобными и натянутыми. Так что лучше не тратьте время на чтение”.
Я же, наивный, готов каждого поднять до аристократического (как же иначе называть) уровня. И ругательные слова в статье себе не позволяю.
.
Что мне не ясно (и не знаю, как прояснить), по-прежнему ли в 1937 году Пикассо имел идеал иномирия в подсознании. Ведь прошло 30 лет с первого озарения ТАК корёжить. Это вполне могло перекочевать из подсознания в сознание, и тогда “Герника” не гениальная вещь, а обычное произведение прикладного искусства. То обычно очень сильно действующее бывает. Кто был против фашизма, вполне могли зажечься негодованием к фашистам, а не ко всему Этому миру.
4 декабря 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y4z-5RYBCjAw60k9
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |