Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Пикассо. Авиньонские девицы.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах

именами Глеза и Метценже.

А вот ещё одно совпадение, но до чрезвычайности трудноуловимое:

"Может быть для их [людей, не имеющих отношения к живописи] удовлетворения нужно, чтобы художник проделал свою работу в обратном порядке и вновь придал бы вещам тот банальный вид, освобождение от которого он считал своей миссией?” (http://newart-paintab.blogspot.com/p/blog-page_31.html).

То есть кубист бежит от банальности. А что есть банальность? В мире, по мнению обычных людей, ужасное – банально. Ну, например, потому что ужасное уравновешено прекрасным, и нечего потому заморачиваться на ужасном. Обычные люди – толстошкурые. Такой заболеет венерической болезнью – и ничего, зато как красива была заразившая его проститутка! (Я потому так повернул, что первой кубистической картиной была “Авиньонские девицы” Пикассо,

Пикассо. Авиньонские девицы. 1907.

заразившегося в борделе.) Кубист же – существо утончённое он такой банальный (с наличием ужаса) мир не приемлет. Он в своём подсознательном идеале бежит вообще в принципиально недостижимое (он трезвый и обмануться себе не позволит) метафизическое иномирие. Что может быть его образом для зрителя? – Когда "наиболее чуткий глаз [зрителя] с трудом разбирается в предметах вполне перевоплощенных”. То есть для живописца-кубиста что есть образ принципиально недостижимого метафизического иномирия? – Перевоплощение изображаемого предмета до степени трудной узнаваемости.

Пишут, что на мысль, как перевоплотить, Пикассо навела выставка иберрийской скульптуры.

А я так думаю, что Пикассо подумал (или его подсознание распорядилось так), что ещё лучше для перевоплощения взять конголезские маски, более страшные и какие-то потустронние.

"Племенные африканские маски высоко ценятся коллекционерами артефактов и музеями всего западного мира. Они обычно интересны только своими эстетическими качествами. Они представляют собой многоцелевые матрицы древних знаний предков, хранящие секреты творения и потустороннее происхождение человечества” (https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/post/history/2019/5/22/100959).

“Африканская маска, появившаяся в древности, сыграла чрезвычайно важную роль в мистических ритуалах, олицетворяя дух предков и создавая особую атмосферу действию. Резное произведение искусства всегда было оккультным объектом, открывая доступ в невидимый мир мертвых. В африканских племенах маски использовались, чтобы объединить жизнь и смерть, они были и есть своего рода ключом, который открывал дверь и объединял два разных мира” (https://zen.yandex.ru/media/rukizolotie/afrikanskaia-maska-i-ee-magicheskoe-znachenie-5eb42a68150ad2716dc97760).

Я оказался прав. У Пикассо даже есть период (начиная с того же 1907 года), называемый африканским. Вот его слова:

"…они служили посредниками между людьми и неведомыми враждебными силами. Люди пытались преодолеть свои страхи, придавая им цвет и форму. И тогда я понял, что такое живопись. Это не эстетический процесс, а своего рода магия, служащая посредницей между враждебными миром и нами, способ взять в руки власть, навязав форму нашим страхам и нашим желаниям. В тот день я понял, что нашёл свой путь” (Википедия).

Парадокс в том, что он, убегая от современной ему банальности, мирящейся с присутствием ужаса, использовал для бега так далеко, в иномирие, древний приход к такого же рода банальности.

Но подсознательный характер всех этих умопостроений* сознанию не дан. Зато сознанию дано близорукое художническое мнение, что главное у художника – стиль.

"Картина несет в себе самой свое оправдание… художник не будет признавать других законов, кроме законов вкуса… если он все же решится заглянуть в область метафизики, космогонии или математики, пусть он довольствуется одним похищением их тонких ароматов, и воздержится требовать от них положительных данных…” (Глез и Метценже).

Близоруко такое мнение потому, что отрезает себя не только от ответа на вопрос, почему появился именно такой стиль, но и от самой постановки такого вопроса.

27 января 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/esce-odno-moe-sovpadenie-s-gromkimi-v-uzkih-krugah-imenami-gleza-i-metcenje-60114334c005156598299aae

*- А может, и не было никакого подсознательного умопостроения. А просто была хитрость прохиндея, пользующегося той самой распространённой и среди искусствоведов художнической близорукостью. Глянул на имеющие стиль старинные вещи, и решил себе присвоить. Ещё вопрос, не халтурно ли он с присвоением поступил. Вот если б сохранились фотографии этих проституток. Ведь у четырёх почему-то одинаковые удлинённые прямые носы. Как у идолов острова Пасхи.

Что: все сёстры пошли работать в один и тот же бордель? Или просто халтура: легче рисовать одно и то же?

- Можно проверить на его автопортрете.

1907.

Похожая по возрасту фотография такая.

Носатый и глазастый. - Вполне удовлетворяет критерию Глеза и Метценже, когда: "…глаз с трудом [, но] разбирается в предметах вполне перевоплощенных, [что] есть особое великое очарование”.

- Но такое умение очаровывать не доказывает подсознательного характера умопостроений, приводящих к подсознательному идеалу иномирия.

27.01.2021.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)