С. Воложин.
Перов. Чернышов. Произведения.
Прикладной смысл.
Принцип “служения”, то есть несвобода. |
Щелчок мне по носу (о Перове и Чернышове)
Смешно, что я прочёл и не понял этой фразы об ультракритически настроенном передвижнике Перове:
"Как раз из совокупности, циклической последовательности эпизодов, изображенных в этих трех картинах, возникает образ жизни, где преданы забвению и попраны все святыни. И это, поразившее всю жизнь, зло такого рода, что перед ним меркнут “отдельные казусы”. По-видимому, именно эта более важная и серьезная тенденция, касающаяся жизни в целом, и непреложная уверенность в священной обязанности обнародовать этот диагноз сделала художника, в свою очередь, неуязвимым к “подозрениям в неблагонадежности”, исходящим от блюстителей общественного спокойствия” (К. Алленова. https://www.litmir.me/br/?b=571521&p=3).
Мне потребовалось прочесть эту мысль в другом месте второй раз:
"Быть может, эти две картины
Перов. Гитарист-бобыль. 1865. Учитель рисования. 1867.
- тот редкий у Перова вариант жанра, который позволяет воссоздать мироощущение самого художника, прошедшего полосу надежд и осознавшего утопичность возможности скорого “исправления” жизни путем показа ее неприглядности “в картинах”” (https://www.litmir.me/br/?b=571521&p=6), -
чтоб её понять.
В тех "Крестном ходе" и "Проповеди в селе", можно сказать, идеал трагического героизма (как "Вот-вот и взойдёт" Высоцкого через 100 лет: вот-вот он разбудит своим криком спящую с войны гражданственность народа, и заболевший социализм будет спасён!").
Только, когда я сообщал своему окружению, - надёжному, чтоб не донесли в КГБ, - это сведение, оно для них оказывалось открытием (слишком вбито было в головы этого окружения, что у нас социализм, и что он не болен, и что мы идём в коммунизм, который наступит не к 80-му году, как сказал дурак Хрущёв, но наступит когда-то там в будущем скором). То есть для моего окружения моё озарение о подсознательном идеале было откровением. (А чем иным, как не подсознательным идеалом, такое содержание могло быть, если оно никому в сознание без меня не приходило?)
А с Перовым, получается, подобное было ясно блюстителям общественного спокойствия и они его и наградить не запретили, и поехать заграницу стажироваться тоже.
(Может, и Высоцкий для КГБ был так же ясен, как Перов для охранки, раз Высоцкий тоже оставался выездным и т.д.? Может, потому же и я, не избегший преследования КГБ, не был преследуем слишком настойчиво?)
Но. Раз я аж не понял с первого чтения то, что я указал, то… у первоначального Перова что: есть нецитируемый смысл?!?
Наибольшее зло со мной то, что я теперь забыл, что этот нюанс уже обсуждал (см. тут) и Перова осудил.
Но нет худа без добра.
Дочь умницы М. Алленова, написавшая процитированную книгу о Перове, своим иллюстрированным интервью одним, навела меня (словами своего папы), на настоящее озарение насчёт такого чуда-юда:
Михаил Чернышов. Удвоение I. 1976. Холст, масло, битумный лак.
То не важно, что я удвоения тут не нашёл. Может, оно где-то и скрыто. Или автор хорошо знает, что иллюстраторство (очевидное ЧТО – ЧЕМ выражено) неискусством считается?
"В конце 1961 года меня заинтересовало смещение симметрии к краю плоскости листа в соотношении 1:2 для каждого последующего элемента (композиция “Удвоение I”)” (https://vladey.net/ru/artwork/5864).
Вообще-то это неправда. Горизонтальные координаты от края в пикселях такие: 26,5 - 63 - 160 - 400. Отношение имеющихся чисел друг к другу такое: 2,31 - 2,53 - 2,5. Я не думаю, что тут просто ошибка копирования, при которой утрачено истинное начало отсчёта. Чернышов, возможно, просто с плохим глазомером.
Но возмущает умственная заданность этого 1:2.
Она подтвердила то, о чём у меня было озарение (ещё не рассказанное).
М. Алленов писал:
"Не признавалось служение официозу по причине его “непрогрессивности”, но постоянно сохранялся сам принцип “служения”, то есть несвобода <…>” (Алленов. История русского искусства. Кн. 2. М., 2000. С. 202).
Так такая же несвобода и у Чернышова! Раз официоз за натуроподобием выраженную социальность какую-то, то – в пику этому – свобода, мол, от натуроподобия и социального. А на самом деле что*?
.
Я кончил статью, поставил в канал и за полночь лёг спать довольный. И всю ночь мне снился дурной такой сон-недовольство собой, тем не менее, как я понял его утром. Или это был сон наяву и приснился утром перед просыпанием… – Такой.
Передо мной лист бумаги со смешанным текстом: нехудожественным и художественным. И художественный материально отличается от нехудожественного. Мука заключалась в том, что я хотел, всмотревшись, понять, чем именно художественный отличается от нехудожественного. И каждый раз всматривание обрывалось просыпанием-мол, ибо этого не могло быть (в том, наверно, заключалось управление сном полусознанием). То в художественном каждое слово было взято в венчик в виде цветочка, то художественное было просто другим цветом написано, то в виде аппликации наклеено.
Проснувшись совсем, я понял недовольство во сне. Не материально оно, отличие художественности от нехудожественности. Для К. Аленовой, бравшей интервью у другой женщины о передаче Третьяковской галерее коллекции картин – можно было понять – что вещь Чернышова – искусство. Но я почему-то уверен, что, прочти они обе моё вот это двойное разоблачение “Удвоения I", для них бы оно тоже перестало быть искусством, как и изонегодования Перова. Причём нисколько не изменившись материально.
4 сентября 2021 г.
Натания. Израиль.
Впервые рпубликовано по адресу
*
- А можно ли к другим вещам той коллекции применить то же рассуждение?- Вполне. Ведь тот или иной полный уход от фигуративности в знак протеста против действительности открыт был за полвека до того в протесте от скуки Порядка. С другой стороны СССР считался царством несвободы и принуждения искусства к социальности. – Вот это и образовывало несвободу реакции: уходу в давно открытую нефигуративность. Проблема только найти свою нишу в ней.
Рогинский. Пол. Метлахская плитка. 1965.
4.09.2021.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |