Моисеенко. Картины. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Моисеенко. Картины.

Художественный смысл.

Идеал трагического героизма.

 

Что бы это значило?

Хочу вникнуть в психологию.

Фрагмент.

И немного хитрю с вами, читатель, начиная с фрагмента. Ибо только на большом увеличении и не абы какой репродукции видна психология этих трёх. На полном формате лица совершенно теряются, и не догадаешься даже, что в них весь перец.

Это колхозники. Вещь называется “Земля”. Кончили работу и, судя по самому молодому, справа, до последней степени умаялись. Младший обескуражен. Самый старший, в центре, ко всему привык и всё вытерпит. А средний по возрасту не хочет терпеть такое напряжение. Это не дело. Всё-таки пошла вторая половина ХХ века (картина написана в 1963-64 годах). Не так должно всё быть организовано на селе. Радикально не так.

Другое дело, что колхозники – последние люди, которые могли дойти до такой мысли. Мало того, я не верю, что до неё мог дойти Е.Е. Моисеенко.

В 1963 году ему 47 лет. Родился в белорусском местечке в 1916 году. Пусть он в 15 лет прибыл аж в Москву. Но учился в художественно-промышленном училище на отделении росписи по металлу и папье-маше. Ну, мог он дойти до философских высот? – Нет, конечно. В 1935 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Здесь, конечно, мог просветиться. Воевал, попал в плен и концентрационный лагерь, потом опять воевал. Тут было не до философии. В 1947 закончил институт. И стал писать во славу советской власти. Дипломная работа – “Генерал Доватор”. Удивительно успешный командир в самом начале войны. Просто сказка. Кавалерист. Соответствующая и картина.

Моисеенко. Генерал Доватор. 1947.

Вихрь-картина. Вождь – это всё. Так пишущему художнику только в подсознании могли прийти в голову какие-то диссидентские мысли, что неладно что-то в Датском королевстве.

И он оказался “прав”. (В кавычки я беру потому, что это было подсознательное чуяние того в социуме, чего ещё никто не чуял.) Пришло время постиндустриализации. Править должны были специалисты, а не партийцы. Сталин ещё в 1944-м хотел было так передать власть, но не смог перебороть консервативное Политбюро. (Может, его за то и убили через 9 лет, чтоб он не повторил попытку.) Факт тот, что по глазам этого крайнего слева на картине получается, что Моисеннко это почуял. (Сознанию его это, конечно, дано быть не могло. Его несла мода хрущёвской оттепели. А именно - левое её подразделение: что наступило время сменить лжесоциализм {с тоталитраризмом} на настоящий социализм {с отмирающим ради самоуправления государством}. Что тоже не было дано сознанию левых диссидентов. Художники, эти неискоренимые формалисты, в сознании имели одно: новое – это натурокорёжение. И поначалу их подсознательный идеал был исторически оптимистичен.)

"…с колхозников, рабочих и служащих списывалась задолженность по обязательным поставкам продуктов животноводства. Произошло значительное повышение государственных закупочных цен на мясо, молоко, масло и зерновые… “эффект принятых в 1953 г. решений по сельскому хозяйству сохранялся до конца 1950-х гг.”, на что указывает увеличение на треть валовой сельскохозяйственной продукции… [Произошло] предоставление крестьянству, работникам совхозов и МТС большей самостоятельности в планировании и управлении производством, внедрение принципа материальной заинтересованности в труде” (https://cyberleninka.ru/article/n/kak-reformy-malenkova-i-hruscheva-izmenili-zhizn-kolhoza-bolshevik-opyt-mikroistoricheskogo-issledovaniya ).

Художник из Ленинграда мог лишь подсознанием почуять, что творится на селе с подачи Маленкова. Как факт, до него не дошёл вскоре наступивший крах сельскохозяйственной политики, сменившийся из-за вошедшего в силу волюнтариста Хрущёва. Вот тогда Моисеенко и стал писать свою “Землю”. Когда СССР впервые стал закупать зерно за границей. Этому ужасу соответствует вся остальная картина, кроме лиц.

Моисеннко. Земля. 1963-64.

То провидение, то слепота… – Но другого объяснения я не могу дать какому-то странному соответствию всматривания вдаль левого персонажа при таком вопиющем натурокорёжении. Ну что это за пар несётся вдаль от колеса какого-то сельскохозяйственного механизма?

Сеялки, наверно. - Ну как может быть так черна земля, когда солнце ещё не село или когда это белая ночь? – А как так черны руки? Мотор трактора чинили, что ли? – И откуда такие кручи, там,

где белые ночи?

Живописная страсть кипит так же сильно, как слабо сказался порыв левых шестидесятников спасти заблудившийся социализм.

Для контраста можно сравнить с картиной того же времени художника, который так же страстно был предан той власти, какая есть.

Угаров. Ленинградка (В сорок первом). 1961.

Не знаю, как у вас, читатель, у меня дух захватывает от шикарного контраста тёмных оттенков дополнительных цветов: пурпурного и зелёного (в системе красный-зелёный-синий), контраст пальто с водой в Неве.

31 мая 2023 г.

Как к “Земле” – по антисоветски, в смысле прокоммунистически (живописно – по экспрессионистски), очень грубо говоря – можно подходить к любой картине Моисеенко на деревенскую тему.

Моисеенко. Дождик. 1969. Холст, масло.

Сознанию Моисеенко его собственная антисоветскость не дана (прокоммунизм – тем паче). Поэтому сознанием своё деревенское отрочество (где-то до 14 лет) он потом-потом вспоминает в духе импрессионизма (а формула этого идеостиля: хвала абы какой жизни):

"Я не помню, когда начал рисовать. Больше помню детство, ночь; мы, мальчишки, совсем одни, разудало носимся на конях. Вдруг молнии — первая гроза... Испуганно спешились, накрылись старыми армяками... Прошел дождь, и открылось бездонное звездное небо дивной красоты” (https://dzen.ru/a/Y_YfwMpm_h9_0N2d).

Роль хвалы в этом отрывке играет "разудало” и "дивной красоты”. Роль “абы какой жизни” – "Испуганно спешились” и "накрылись старыми армяками”.

Это где-то 1929-30 год. Деревня – в низу своего социалистического развития.

Мы видим, что, вспомнив живописно об этом низе через 40 лет, он не буквально повторил фабулу о грозе: нет пацанской компании, ночи и спешенности. То есть, можно предположить, что это живописное не только воспоминание, но и сравнение, что изменилось. А материально изменилось мало что, если по большому счёту.

Об этом же говорит и график урожайности зерна.

А это плохо для второй половины ХХ века, особенно, учитывая низкий результат начала сравнения. То есть что-то не то в Датском королевстве…

А судя по экспрессионистским искажениям натуры: туман всё же мало вероятен при дожде, блики на жеребёнке и армяке уж больно белы для затянутого тучами неба, или что это за ореол вокруг дальней лошади… Подсознание Моисеенко рвало и метало в 1969 году на положение дел в сельском хозяйстве страны. Хоть название картины ласковое.

19 сентября 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZHc62ZZjOkpyRBuw

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)