С. Воложин
Микеладжело.
Смысл детали его “Моисея”.
Будь ты проклят, папа Юлий II! |
Через наоборот! Пять веков спустя!
Поразительный факт я только что вычитал:
"При верной общей трактовке психологического содержания какого-либо произведения искусства — в деталях его “содержание” может оставаться скрытым в продолжение целых веков. Так, напр<имер>, только спустя четыре века после окончания гениальным Микеланджело Моисея <c гробницы Юлия II>, удалось заметить у этого изваяния портрет<ное сходство> самого папы Юлия II (“заказчика” данной скульптуры), образуемое завитками бороды под губою, у мраморного пророка [Честь этого открытия принадлежит священнику Джузеппе Паррони, изучавшему в 1934г. сокровища ватиканской скульптуры].— Кто бы мог помыслить, взирая на главу сего Моисея, что в величественном “содержании” ее благородной мимики кроется, в профиль, далеко не величественный и не столь уже “благородный” лик одного из римских первосвященников!” (https://imwerden.de/pdf/evreinov_otkrovenie_iskusstva_2012__izd.pdf).
Я пробовал найти первоисточник. Думал, там есть фотографии. Всё, что на шёл – вот:
"СЕНСАЦИЯ В ИСТОРИИ ИСКУССТВА
В истории искусства есть сенсационная новинка . В бороде Моисея Микеланджело итальянский искусствовед нашел портрет папы Юлия II <…> Казалось, что об этой статуе нельзя было сказать ничего нового, когда выдающийся священник Ватикана и искусствовед Дон Джузеппе Паррони, во время учебы в Сан-Пьетро-ин-Винколи в дождливый и полутемный день, понял это.
Открытие произошло, когда дон Паррони сел перед статуей. Собственно, он хотел написать о “Liberazione di Pietro ” Доменикино и “Santa Margherita ” Гверчино, но в дождливых сумерках он не мог хорошо разглядеть образы, и — как и во многих других случаях — даже сейчас он сидит перед статуей. Тот, кто уже хоть раз был в этой небольшой церкви, называемой также Евдосиевой базиликой , легко понимает господина Паррони; посиди в тишине и посмотри на этот шедевр художественного изображения, ужасно сковывающего душу, это все равно, что смотреть со скалы у моря на бесконечность, которая вечно движется и вечно неподвижна. Возможно, от этого можно устать, но никогда не быть удовлетворенным.
Дон Паррони сидел на скамье в церкви и смотрел на статую. Внезапно он понял, что под изогнутым ртом как будто волны небольшого хохолка бороды принимают определенную форму, а если приглядеться, то вырисовываются очертания человеческой головы <…> [Я попробовал сам сделать то, что увидел Паррони; обрезал бороду Юлию II, ибо он её запустил в знак траура; т.е. она у него не всегда была такая длинная, как на портрете Рафаэля]
Один чертов момент ! Дон Паррони , как он сам потом рассказывал, не знал, то ли нервы сыграли с ним злую шутку, то ли он видел, то ли действительно что-то реальное. Он ушел, но на следующее утро вернулся, чтобы посмотреть на статую. Сначала он ничего не заметил, только когда встал в ту же позу, что и накануне, немного правее статуи, то ясно увидел человеческую голову под ртом <…> Но он не сразу сообщил о своем открытии. Он вызвал фотографа и сделал много фотографий статуи. Фотообъектив не может ошибаться. А на фото хорошо было видно голову под ртом <…>
После находки началось обсуждение: кто изображен в кудрях бороды. Что касается портрета, было подчеркнуто, что он представляет папу Юлия II. Нет сомнений. Даже если бы статуя Моисея не была сделана для надгробного памятника Юлию II, сходство с другими портретами великого папы эпохи Возрождения настолько поразительно, что доказательства не могут быть оспорены. Микеланджело вылепил его черты, может быть, символически, может быть, только для художественной игры <…>
Многие оспаривают открытие Паррони, желая продемонстрировать, что в других складках бороды можно представить очертания профилей. Но эти разъяснения не увенчались успехом. Сторонников тезиса дона Паррони становится все больше и больше, тем более что Ногара, высококультурный директор музеев Ватикана, принял открытие Паррони .
Что имел в виду Микеланджело? Просто художественная игра? Может другие причины? Кто знает? Несомненно, статуя Моисея приобрела еще больший интерес благодаря этому необычному художественному приему: три полных портрета [я с помощью троеточий в угловых скобках изъял размышлизм, что тень от завитка бороды похожа на профиль самого Микеланджело], три разных характера сливаются воедино в одной голове. История искусства не знает такой художественной игры. Изобретение Микеланджело четыреста лет оставалось скрытым, и теперь только случай сделал его раскрытым. Сколько сюрпризов можно еще ожидать от Ренессанса, который, как нам кажется, мы уже знаем целиком и полностью.
(Всемирная литература 1934-33, стр. 62)” (машинный перевод из сайта https://www.bitoteko.it/esperanto-vivo/2018/05/26/mose-di-michelangelo/).
Конечно, нужно иметь добрую волю, чтоб признать правоту Джузеппе Паррони и Ногара. Я её имею. Тем паче, что это очень в духе Микеланджело, исполняя заказ папы выразить жгучую ненависть к безнравственности католицизма, до какой тот докатился к этому времени. Этот выбрык с клоком бороды через наоборот очень подходит для выражения истинной веры, какую имел Моисей. И очень хочется, если это выйдет, приставить этот выбрык к моей давней статье о Микеланджело, которую я, из-за её революционности, аж нигде не опубликовал. – Вот она.
И далее даётся текст и картинки из https://art-otkrytie.narod.ru/mikelandzhelo9.htm
27 февраля 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/Y_ykoEK94z7rp7y7
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |