С. Воложин
Микеланджело. Мадонна Медичи
Художественный смысл
Именно безнадёжный, но всё же бунт против развратной церкви как раз и заставил гения и раздеть Богоматерь (вы ж, мол, святоши, рады повожделеть, глядя даже и на Неё – нате, гады, телеса вам!), и отвернуть лицо Христа от глядящих на изображение. |
Да простится мне…
Да простится мне, если я ошибусь.
Я узнал только что, что есть идея, что Микеланджело в “Гробнице Медичи” в женских фигурах “Утро” и “Ночь” изобразил ту же Богоматерь, что и в тамошней же “Мадонне Медичи” (см. тут).
Микеланджело. Мадонна Медичи. 1521-1531.
Только в “Утре” это ещё не отошедшая от совокупления с Богом Мария, а в “Ночи” она же, после трёхсуточного оплакивания Сына и вести, что Он воскрес и унёсся на небо, и вот она уснула.
Только написавшие это Баренбойм и Шиян в начале своей книги отталкиваются от антицерковности, так сказать, Микеланджело:
"Некоторые считают, что он вводил в свои христианские религиозные темы элементы иронии и даже сатиры, чуть ли не издеваясь над изображаемыми библейскими и иными сюжетами” (С. 16), -
а я, на основании предыдущих моих вниканий в творчество Микеланджело (см. тут и тут), негативизм скульптора приемлю.
Именно безнадёжный, но всё же бунт против развратной церкви как раз и заставил гения и раздеть Богоматерь (вы ж, мол, святоши, рады повожделеть, глядя даже и на Неё – нате, гады, телеса вам!), и отвернуть лицо Христа от глядящих на изображение, и сделать Мадонну… Как там писал Хильдебрандт про Микеланджело, в том числе и про эту Мадонну?
"Он концентрирует возможно более жизни и по возможности избегает неоживлённого пространства [имеются в виду пустота, воздух между, например, рукой и телом]. Чем меньше камня должно быть отбито прочь, тем плотнее, содержательнее, так сказать, обильнее пищей для фантазии будет изобразительный процесс. Широкие жесты и далеко отстоящие конечности изгоняются…” (Проблема формы в изобразительном искусстве. М., 2011. С. 76).
И вот мы видим, что правая рука Мадонны опирается сзади на то, на чём она сидит, и оказывается прижатой к телу. Левая прижимает к себе Сына и потому тоже прижата. Сын, если и расставил ножки, то сжимает ими колено Матери. А Она ногу на ногу положила, чтоб не было пустоты между ними.
И получается напряжённейшая жизнь тела. Что так чтилось развращённым обществом, предавшим Высокое Возрождение с его идеалом Гармонии тела и духа. – “Нате вам, гады, жрите!” - как бы кричит разгневанный на церковь Микеланджело.
(Так же разгневанная Реформация когда началась? – В 1517 году. За 4 года до начала работы Микеланджело над “Мадонной Медичи”. Всё сходится.)
А Микеланджело был отчаянно смел.
"Известно, что когда Вазари через десятки лет спросил Микеланджело о замысле, который тот вложил в Капеллу Медичи, пожилой уже скульптор ответил, что не помнит его, однако при этом он тут же начертил эскиз лестницы Библиотеки Лауренциано, которую он создавал одновременно с Капеллой. То есть с памятью у Микеланджело проблем не было. Что же тогда он хотел скрыть?
В замыслах Микеланджело, вероятно, не всегда присутствует только сознательное начало, но, может быть, немалую роль играет и подсознательное” (Хильдебрандт. С. 58).
Во всяком случае, этот принцип, “чем меньше отбить”, действительно у него появился лишь с изменением мироотношения. До того "Широкие жесты” не изгонялись.
Эта статья оказалась достойным дополнением прежнему (см. тут и тут).
27 июня 2016 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://club.berkovich-zametki.com/?p=24106На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |