С. Воложин
Межиров. Напутствие
Художественный смысл
Ницшеанство. |
Межиров
Не исключаю, что желание “рвануться в бытие иное” преследовало его всю жизнь. Была на нем эта печать, или, если угодно, клеймо инакости. Тамара Жирмунская |
Грешен.
Слышал фамилию Межиров. Столкнулся с его стихами в порядке выпада против моей обороны: Россию травят, а называние травли нетравлей есть тоже травля.
Это травля политическая. Россия опять, как недавно СССР, предлагает человечеству альтернативу жизни. Пока невнятно. Но там чуют. И – травят. Как собаки медведя. Только вот задерживается, - как точно заметил русофоб Александр Сытин, - охотник с рогатиной или с ружьём, чтоб поставить точку в этой травле. Боится или что?
Точка – окончательное решение русского вопроса: уничтожение русской самобытности и России как страны.
Поэтому знакомство с творчеством Межирова, привлечённым для травли России, у меня началось… Каюсь… Извращённо. – Я задал поисковику вопрос: “к какому политическому лагерю примкнул Александр Межиров”.
Но, роясь в ответах на этот вопрос, я наткнулся на открытие художественного смысла его творчества. И поставил его в эпиграф. – Дикость? – Дикость. Однако эти слова осветили всё, что я успел к той минуте о Межирове и у Межирова мельком прочесть. – Он ницшеанец.
Вот так, шиворот навыворот, пришло ко мне в этот раз озарение о художественном смысле творчества имярек. И за то я каюсь.
А теперь я хочу поблагодарить моего оппонента: мне ещё никогда не приходилось читать у кого-то об иномирии как подсознательном идеале ницшеанства, а в упомянутом эпиграфе – слово инакость. Похожее. Мне ценна такая находка.
Объяснюсь.
По неизвестной мне причине в нынешней России, не только в бывшем СССР, ницшеанство находится в некотором загоне. До сих пор не решаются прямыми словами называть ницшеанцем Чехова. Я сам испугался, когда мне это открылось в разборе “Степи”. В диссертации Шалыгиной (http://shaligina.narod.ru/disser_1.htm), подводящей Чехова под ницшеанство, ни он так назван, ни есть слово “иномирие”. Там, правда есть упоминание о подсознании:
"Постановка философской проблемы времени в творчестве А.П.Чехова позволяет нам выделить общий для пограничных областей многих наук предмет – механизмы и способы трансформации ритмического воздействия в аритмические процессы в сознании и подсознании человека…
…Эстетическое удовольствие, улыбка победы над злом мира смягчают тяжесть "срывной" для организма человека ситуации”.
Это уже близко к признанию, что "улыбка победы над злом мира” есть иномирие. Но… Не написано.
А Тамара Жирмунская что-то подобное написала. И я рад.
Тяжело, знаете ли, быть первопроходцем. (Меня наверно, простят, если кто-то это уже написал, а до меня не дошло.) А она написала это в тот же год (2009), когда и меня озарило о Чехове (правда, и в том озарении иномирие ещё отсутствовало - http://art-otkrytie.narod.ru/chehov.htm).
Из-за таких обстоятельств в СССР и России с ницшеанством и иномирием следует хороший вывод для творцов этого толка на этой территории: вероятнее всего их ницшеанство находится в состоянии не сознаваемого идеала, а – подсознательного. А именно следы этого последнего я смею считать критерием художественности произведения.
Объяснюсь.
Противоречивости и неожиданности текста я считаю теми следами, если озарение об их значении касается всего произведения.
Если всего произведения не касаются, а, так сказать, с местным эффектом – это эстетическое, по-моему. Оно может быть и вне искусства. Как Вейдле здорово сказал, что немецкое blitz лучше русской молнии.
Надо ли говорить, что в ницшеанство человек приходит не просто из-за разочарования, а из-за страшного разочарования? От разочарования в действительности романтики, например, из неё бегут в прекрасную внутреннюю жизнь. Так это ещё не далеко, Этот мир всё-таки. Христиане убегают дальше – в благое для всех сверхбудущее, тот свет с вечным Царствием Небесным для бесплотных душ. Ницшеанцы удирают подобно – в иномирие, но принципиально антихристианское. Обычные верующие – некие коллективисты, особенно – православные, верящие, что прощены будут все. (Не тут ли начало противостояние индивидуалистского Запада и соборной России?). А ницшеанцы – супериндивидуалисты. Действительно, другому даже трудно представить, как может быть идеалом (то есть чем-то позитивным) принципиально недостижимое метафизическое иномирие. Христианство – радостное в последнем счёте. Ницшеанство – наоборот, мрачное, хоть и "улыбка победы над злом мира”.
И ещё. Нечто, роднящее индивидуалистский Запад с российской цивилизацией и менталитетом. Заключающимся, по-моему, в цитате из Феофана Затворника (оборванной мною): “Дело не главное в жизни, главное – настроение сердца”. – Так мало ли какое может стать настроение сердца. Может – и в ницшеанское иномирие бросить.
Межирова, русского душою, похоже, бросило.
Проверим.
Напутствие
Согласен, что поэзия должна Оружьем быть (и всякое такое). Согласен, что поэзия — война, А не обитель вечного покоя.
Согласен, что поэзия не скит, Не лягушачья заводь, не болотце... Но за существование бороться Совсем иным оружьем надлежит.
Сбираясь в путь, стяни ремень потуже, Меси прилежно бездорожий грязь... Но, за существование борясь, Не превращай поэзию в оружье.
Она в другом участвует бою... Спасибо, жизнь, что голодно и наго! Тебя за благодать, а не за благо Благодарить в пути не устаю.
Спасибо, что возможности дала, Блуждая в элегическом тумане, Не впутываться в грязные дела И не бороться за существованье.
1954 |
Признаюсь, комедия в том, что пару десятков лет после 1954 года моей присказкой стало такое: искусство – не жизнь! Присказка базировалась на чёткой формуле Атанаса Натева, что искусство – это непосредственное и непринуждённое испытание сокровенного мироотношения человека с целью совершенствования человечества. – Для пояснения скажу, что жизнь воздействует непосредственно и принудительно (только воздействие личным примером таково же, как и у искусства). И именно потому искусство – не жизнь. Оно – испытание.
Натев писал там и тогда, где и когда бессознательное не было в чести. Поэтому “сокровенное” лишь эхо подсознательного идеала. Доведённое до крайности это “не жизнь” звучит так: искусство (неприкладное, прикладное усиливает знаемое) есть способ общения подсознаний автора и восприемника по сокровенному поводу.
Так мне почему-то кажется, что Межиров не об этом написал стихотворение.
Мало ли каким посюсторонним подсознательным идеалом вдохновлено может быть стихотворение: Долга, Счастья, Личной Пользы, Абы Какой жизни, Гармонии, Трагического Героизма и т.д. У каждого поэта – своим. Так вот конкретности Межирова: "скит”, “лягушачья заводь”, “болотце”, “бездорожий грязь”, - шепчут мне, что он каким-то одним – из множества мыслимых – идеалов был вдохновлён, а не дал он в алгебраическом виде формулу вообще искусства (неприкладного, повторяю). Что не идеалом Долга, видно по слову "должна”, находящемуся в контексте отрицания этого идеала. Слова "голодно и наго”, данные тоже в контексте отрицания, отвергают идеалы и Трагического Героизма и Долга. Негативный контекст словам "благо” и "существованье”, отвергают все остальные, перечисленные выше идеалы.
И получается, что Межиров вдохновлён или религиозным идеалом ("благодать”) или равновеликим антирелигиозным, ницшеанским иномирием.
Если предположить, что инстинкт художника не позволял ему в 1954 году слово "благодать” применять “в лоб”, в религиозном смысле, то остаётся только метафизическое ницшеанское иномирие. (Ибо типов идеалов в принципе немного, порядка шести или чуть больше.)
Но даже и такой непостижимый, скажем так, идеал, как ницшеанский со временем может стать постижимым для его обладателя. Перейти из подсознания в сознание. И как тогда высокое презрение ко всему Этому миру выразится? В огульном очернительстве.
В 1995, похоже, году, в США, Межиров опубликовал поэму “Позёмка”, отвергающую гласность в СССР и всё там последующее:
Но в тебя не верю, гласность, Вижу всю твою напрасность, Неестественность твою, Безусловную опасность – . . . . . . . . . . . . И почти никто не смог Осознать за этот срок, За почти четыре года Похоронок и могил, Что желанного Исхода День победный не сулил. Победишь на поле брани, А глядишь - в твоем сознанье Побежденный победил. |
И уже не спас его художник в нём, потому что художник в нём умер, потому что исчез из его подсознания идеал.
Как факт – это “в лоб” высказанное “фэ” такому политическому явлению как гласность, это иносказательное, “почти в лоб”, именование фашизма.
Хоть в самом деле он в нынешней России имеется (пусть перечисляющий организации и с перегибом многих называет фашистами):
"Умеренные — 23 организации: 1. Российский общенародный союз — РОС, 2. Национально-Демократическая Партия — НДП, 3. Новая Сила, 4. ЭО Русские, 5. Великая Россия — ВР, 6. Национал-демократический альянс — НДА, 7. Народный собор — НС, 8. Русское Имперское Движение — РИД, 9. НСР (Национальный Союз России), 10. Собор русского народа — СРН, 11. Русское общественное движение — РОД, 12. Национальное русское освободительное движение — НРОД, 13. Партия защиты российской Конституции “Русь” — ПЗРК “Русь”, 14. Национал-патриоты России — НПР, 15. Национал-демократическое движение “Русский Гражданский Союз” — НДД РГС, 16. Нация Свободы — НС, 17. Русское Национал-патриотическое движение, 18. Сопротивление, 19. Национальная Социалистическая Инициатива — НСИ, 20. Конгресс русских общин, 21. Реструкт, 22. ОД “РАССВЕТ"(Общественное Движение “РАССВЕТ”), 23. Национальная организация русских мусульман.
Радикальные — 22 организации: 1. Народное ополчение имени Минина и Пожарского — НОМП, 2. Другая Россия, 3. Русский Фронт Освобождения “Память” — РФО, “Память”, 4. ООПД “Русское национальное единство” — “Гвардия Баркашова”, 5. ВОПД “Русское национальное единство” — ВОПД РНЕ, 6. Движение “Александр Баркашов”, 7. Национально-державная партия России — НДПР, 8. Народная национальная партия — ННП, 9. Истинное русское национальное единство — ИРНЕ, 10. Балтийский Авангард Русского Сопротивления — БАРС, 11. Русский объединённый национальный альянс (РОНА), 12. Гвардия Христа, 13. Национальный союз — НС, 14. Союз православных хоругвеносцев— СПХ, 15. Союз русского народа — СРН, 16. Северное братство — СБ, 17. Чёрная Сотня, 18. Движение Парабеллум, 19. Национал-социалистическая партия Руси — НСПР, 20. Партия Свободы — ПС, 21. Русский Образ, 22. Национал-синдикалистское наступление — НСН.
Запрещенные — 8 организаций: 1. Движение против нелегальной иммиграции — ДПНИ, 2. Национал-социалистическое общество — НСО, 3. Национал-большевистская партия — НБП, 4. Славянский союз — СС, 5. Фронт национал-революционного действия (ФНРД), 6. Русский общенациональный союз — РОНС, 7. Лига обороны Москвы, 8. Формат 18” (https://www.politforums.net/internal/1513698336.html).
Художник, творец неприкладного искусства, умер в Межирове. Но остался творец искусства прикладного и просто стиховой публицистики. Очень пригодных для травли нынешней России.
30 июля 2019 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://blogs.7iskusstv.com/?p=75125
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |