С. Воложин
Малевич. Чёрный квадрат.
Художественный смысл
Чёрный квадрат вызывает естественную ассоциацию, что он ЧТО-ТО предметное зачёркивает собою: сей мир. То есть идеал Малевича – наоборот: иномирие. |
Что замалевал Малевич
Один крайне высокомерный человек в одном своём писании, выглядящем – как всегда у него – некими неоспоримыми скрижалями завета между людьми и им, непогрешимым, допустил всё же прокол и кончил тот опус так:
"А вы как думаете?” (http://www.pereplet.ru/cgi/obzor.cgi?id=440#440).
И в его тексте есть утверждение, что Малевич – не искусство.
Поскольку раз (см. тут) мне, к слову говоря, случилось убедительно постигнуть его, Малевича, “Супрематизм. 1915”, то лучше пробовать возражать непогрешимому по поводу знаменитого “Чёрного квадрата”.
И возражать мне захотелось, прочитав такую фразу:
"Произведение как конструкция. Художественное произведение является замкнутым в себе целым, и каждый элемент этого целого имеет значение (функцию) только в самозначимой структуре этого целого, а не в соотнесении с чем-то вне этого произведения находящимся (например, с природой, действительностью, идеей, сознанием автора и т.п.). Если эта структура что-либо "отражает", то это не имеет значения для объяснения данного целого: функция отражения "трансгредиентна" для искусства. Задача искусствоведа заключается в том, чтобы раскрыть конструктивное единство произведения и конструктивную функцию каждого из составляющих его элементов” (http://olsios.nethouse.ru/static/000/000/537/285/doc/cc/07/04e8e6ababeddf45ca4fe33776fdf79c3e2a.pdf).
(Надо объяснить слово “трансгредиентный”. Это выходящий зa пределы дaнной сферы или дaнного объектa, переступaющий пределы чего-то.)
Поскольку приведённая цитата – это экстремизм в искусствоведении, я сразу по противоположности вспомнил свой неожиданно для самого себя познанный как выражение ницшеанства (конкретно – иномирия, что без пространства и времени) “Супрематизм. 1915”, и захотелось вернуться к “Чёрному квадрату”.
Встал вопрос (хотя бы из-за недавнего – из-за 100-летней годовщины создания этого произведения – шума в СМИ, что под изображением что-то было нарисовано), можно ли считать это замалёванное элементом целого? Просто глазу-то человеческому оно не дано…
А соблазнительно было б считать его элементом.
Тогда сам чёрный квадрат, как другой элемент, имел бы функцию зачёркивания.
Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915. Холст. Масло.
Интересно также подвергнуть сомнению свою манеру считать элементом произведения его название и дату создания…
Ну, положим, я прав с этой манерой.
Тогда зачёркивание не коснулось супрематического значения зачёркнутого, если оно было супрематическим (а мне помнится, что – по воспоминаниям кого-то – там таки были сперва цветные прямоугольники).
Супрематизм (от лат. supremus — наивысший)…
Ну ясно: для своего сокровенного – самое ж лучшее слово…
Но всё-таки – зачёркнутое нечто супрематическое глазу ж не дано. Можно ли его предположить, глядя на явленное?
Думаю, что можно согласиться, что чёрный квадрат вызывает естественную ассоциацию, что он ЧТО-ТО зачёркивает собою. А так как обычно-то живопись занималась изображением предметного, обычного, можно сказать, мира, значит, этим ЧТО-ТО является предметная живопись. Иначе – сей мир. – То есть идеал Малевича – наоборот, раз он сей мир зачеркнул: иномирие*. То, что и исповедует ницшеанство.
Причём исповедует подсознательно, ибо осознанно он был анархистом, а это предполагает всё-таки сей мир.
Вот и получается, что Малевич – творец искусства, а не чего-то иного. И он выразил свой подсознательный идеал. И его произведение есть конструкция с элементами, каждый из которых имеет свою функцию. А ещё ж, пишут свидетели, он страшно разволновался, когда этот чёрный квадрат намалевал. Стал бы он волноваться, если б просто дурил нам голову.
13 декабря 2015 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://www.pereplet.ru/volozhin/332.html#332*
- Это логически сомнительно. Сим миром мог быть мир государственнический, обычный. Как факт – “…переход к беспредметному искусству и соответственно, если следовать Малевичу, наряду с уничтожением “вещей” идеально репрезентировал форму уничтожения государственности, повинной, согласно художнику, в их порождении…Само существование предмета, согласно Малевичу, автоматически делает его чьей-либо собственностью и, следовательно, провоцирует порождение иерархии, лежащей в основе любого государства.” (
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=SRa%2BqjbU71b%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%3D&page=6&lang=ru).- Это не факт, а мнение Буренина-Петрова. А будь это и слова самого Малевича – грош им цена, ибо отражают сознание, а не подсознание.
Ибо сознание обязано было знать, например, что в 1915 году "Самой первой о претензиях на земли в Антарктиде в 1908 году объявила Великобритания, которая провозгласила суверенитет над целым рядом островов, находящихся рядом с уже принадлежащими британской короне Фолклендами” (https://lenta.ru/articles/2013/07/09/antarctica/). Претензии других были оформлены в 1917-м. Следовательно, в 1915 по крайней мере, предметы в Антарктиде не были ничьей собственностью. То же самое и с Луной. Логика не запрещала её освоение в каком-то будущем. То же самое и с водами мирового океана с невыловленной пока рыбой. И с его дном. Игнорирование Малевичем логики можно объяснить подсознательной тягой к метафизическому иномирию.
9.07.2018.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |