С. Воложин.
Кислев. Художественный смысл
двух его литографий.
Лёгкая достижимость идеала несколько ущербна при взгляде на это извне. |
1/8 века спустя
или
Логика в жизни* и в искусствоведении
Жизнью пусть будет моё физическое возвращение к картине Кислева (см. тут), а искусствоведением – признание ошибок в упомянутой статье.
За физическое я его теперь числю в связи с тем, что раньше общение с этой картиной я не считал физическим. Оно было духовным общением с россиянами, хоть статья была впервые опубликована в еврейском журнале Ганновера. Всё, что я пишу, обращено к россиянам во исполнение одного моего покаяния перед покойной женой, патриотом СССР. Но об этом – было б отвлечением. А нынешнее обращение моё я числю физическим потому, что оно сопровождается тенью патриотизма и по отношению к Израилю, оказавшемуся теперь в таком же положении, как юридическая и духовная наследница СССР, Россия. Россия воюет за денацификацию Украины, Израиль – за ликвидацию подобия этого в Газе. Противник обеих стран использует гражданское население в качества прикрытия, и обе страны терпят из-за этого поражение в информационной войне. Мариуполь – как Газа.
Какое к этому умеет отношение искусствоведение?
Косвенное.
Обе страны, так считаю, по крайней мере я, ведут экзистенциальную войну: за само существование страны как страны. В случае поражения Россия перестанет существовать, она в этот раз будет уже окончательно (первый шаг был в 1991 году) расчленена. Поражение Израиля мыслится как духовное: его при уничтожении Хамаса за гуманитарную катастрофу в Газе сочтут расистским государством, и все перестанут с ним общаться. Чтоб полноценно сохранились обе страны, нужно особое качество населения. А оно достигается – так я думаю – въедливостью, которая – в свою очередь – достигается, в частности, так называемым трудным чтением, т.е. чтением работ по эстетике.
Сужу по себе.
Хоть меня преследовало в СССР КГБ (за левое диссидентство), я понимаю себя ставшим на сторону ГКЧП, хорошо ли плохо, но хотевшего СССР сохранить. А большинство народа на его сторону не стало, и СССР был разрушен. РФ и сейчас будет разрушена, если народ устанет от войны, как тогда от дефицита товаров, и проявит такое же малодушие как в 1991-м.
Сейчас израильтяне, по-моему, похоже на советских в 91-м единодушны насчёт уничтожения Хамаса. А я?
Я в Израиле предпринял шевеление, чтоб не повторилось инфоримационное поражение РФ из-за, мол, бомбёжки в Мариуполе роддома и драмтеатра.
Когда я смотрю по центральным российским каналам ТВ кадры из Газы, где по чудовищным руинам ходят – впечатление такое – сотни людей, не боясь очередной бомбёжки, это напоминает мне чистенькую мариупольскую роженицу, несомую на носилках чистенькими же людьми.
Когда я слышу по тем же каналам от Максима Юсина рассказ о мариупольце, голосовавшем в 2014-м за выход из Украины, что тот недоволен, тем, что до 2022 года у него дом был, а теперь нет, то мне понятно, почему взят такой бешеный темп строительства нового жилья в Мариуполе после освобождения его от азовцев (“Подразделение и его участников связывают с ультраправой, и ранее связывали с неонацистской идеологией” Википедия). Особенно – соотнося число потерь российских войск при первом объявлении с числом потерь спустя несколько месяцев. Логика говорит: в первые дни был приказ по жилым домам не стрелять, а потом этот приказ отменили. Дом знакомого Юсина разбомбили, потом в него вошли, т.к. азовцы не стали, как жители, прятаться в подвале, а отступили. И россияне заняли его без потерь. – Вот и снизились потери, зато нашлись недовольные потерей дома.
Как патриот России, я не прибегаю ни к какой информации, кроме официальной российской. Поэтому я не знаю, насколько зверьми представлены россияне в Мариуполе на ТВ Запала. Но логика говорит: не зря россияне больше года, как прекратили наступление. Видно их нацистами выставили на Западе, на каждом шагу совершающими военные преступления. И тогда понятно, почему российское ТВ слабо отбивается от таких упрёков: свои СМИ слабы в мировом масштабе, мол, всё равно не переубедим.
Но западные СМИ очень сильны. Почему русскоязычный канал Израиля, говоря про 600 целей (в позавчерашние сутки), не сопровождает это число хоть несколькими случаями перечисления, какая именно военная цель была поражена, и сколько предполагается гражданских погибли при этом, так как их подставили хамасоцы? Только про госпиталь один я слышал возражение, что это не Израиль, а Хамас.
Это ж – проигрывать информационную войну, как россияне на Западе!
И – я бросаюсь в логику в искусствоведении касательно еврейского произведения искусства. (Как иначе мне проявить гражданскую активность? Тем более, что я потом повторю эту статью в моём российском сайте, в память о жене, повторяю.)
.
Я прошлый раз ошибся в одной детали картины. А вчера я опять оказался перед нею.
Ошибка была такая: "сезанновские чёрные контуры обводки предметов”.
Теперь я всмотрелся и понял, что это не обводка. На электронной копии это плохо видно, а в подлиннике хорошо видны иногда затёки не чёрного цвета на чёрную линию. Например, тут.
Посмотрим на зелёный. Кислеву не надо было чёрной обводкой прерывать чёрную линию, чтоб она не была равномерной всюду, а была б иногда вдруг очень тонкой. Такое разнообразие обводке не нужно.
Тут надо вспомнить о другом ошибочном нюансе: "контуры обводки предметов <…> снабжены внутри – ради сияния, наверно – тончайшей белой линией”
Белой она получилась на данной электронной копии. А в подлиннике она – цвета большей части неба – как бы золотая.
То есть Кислев сначала сделал грунтовку чёрного цвета (наверно, в знак траура о разрушенном римлянами Храме Соломона), потом подобрал золотой оттенок неба, а потом тончайшей кисточкой навёл на чёрном фоне контуры всего-всего на грунте золотом. И подписался. Как показано в левом нижнем углу
картины
И только после этого он принялся, как в детских раскрасках с контурами, в каждом ограниченном золотистым контуром месте, класть тот или иной цвет, например, голубой для дома справа на предыдущей картинке. Этот голубой в области лестницы граничит слева с жёлто-зелёным этой лестницы. Так Кислев не доводит до золотистой линии ни голубой, ни жёлто-зелёный цвета. В результате слева и справа от золотистой вертикали остаются чёрные места (которые я и принял прошлый раз за линию обводки).
А на самом деле Кислев сермяжно выражал просквоженность всего-всего небом, понимай, Духом.
Правда, это больше выражает пантеизм, чем иудаизм, в котором Бог – персона. Но… “Кто до этого додумается”, - наверно, подумал Кислев.
И правда: картину купили набожные евреи.
То есть радикально у меня толкование не изменилось. Кислев продуцирует картины для не ахти как эстетически образованного потребителя, позволяя себе над ними тайком подтрунивать.
А зачем же я написал это вот уточнение прежней статьи?
Чтоб, повторяю, учить въедливости, которая нужна, чтоб тобою не манипулировали политики. Что важно, когда политики объективно ошибаются.
Думайте, на кого похож Израиль: на Россию или на Украину, кто совершает военные преступления на грани опасности своему существованию?
3 ноября 2023 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
https://dzen.ru/a/ZUi5HPZbiyZZ8Bid
*
Этот материал отказались публиковать в Ганновере, и я его публикую в России. Но, после обнаружения хоть какого-то подтверждения, что Хамас прикрывается гражданским населением. – Вот оно (перевод “Хрома”; Х – это то, что раньше было Твиттером; Илон Маск, став владельцем его, уволил контролёров контента; он не мог предвидеть, что его стремление к свободе обернётся вредом для США и Израиля):"Эрик Файнберг, вице-президент по модерации контента Коалиции за более безопасный Интернет, отметил, что ХАМАС и его сторонники смогли использовать X для относительно беспрепятственного распространения антисемитской пропаганды по всему арабскому миру” (https://www.washingtonpost.com/technology/2023/10/14/propaganda-misinformation-israel-hamas-war-social-media/).
Из арабского мира и перекочёвывают на российское ТВ постановочные видео, снятые, может, после окончания прежних конфликтов, с массами людей на развалинах, не боящихся новых прилётов не потому, что в одну воронку два снаряда не прилетает. Чтоб обозначить, что снимается “теперь”, в кадр входят люди с, мол, трупами детей.
Иные фейки, вроде улыбающихся трупов, покрываемых чистейшими белыми покрывалами, и т.п. можно посмотреть тут – https://www.youtube.com/watch?v=A8iPt677U3E .
6.11.2023.
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |