Иванов С. Расстрел. Едут. Карательный отряд. Художественный и прикладной смыслы.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Иванов С. Расстрел. Едут. Карательный отряд.

Художественный и прикладной смыслы.

Всененавистничество ницшеанства и классовая ненависть угнетённых.

 

Польза ненависти

(художник Сергей Иванов)?

Только что послушал песню Монеточки.

Праздник контрнасилия

 

Мы купили апельсин, он у нас всего один,

Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим.

Эта долька для котёнка, эта долька для слонёнка,

Эта долька для ежа – смерть легавым от ножа!

 

Сегодня будет праздник контранасилия:

Мы уже соседей и друзей пригласили,

И тебе по почте пришлём приглашение,

Если ты поддерживаешь наше движение.

Ты можешь быть даже геем или женщиной,

Главное, что тебе четырнадцать лет!

Отдавайся лысому и безупречному

Черепу и примеряй свой кастет.

Сохрани песенку себе на стене

И расскажи одноклассникам в классе!

Сегодня будет праздник контрнасилия:

Мы уже соседей и друзей пригласили,

Приходи и ты, собирайся с силами.

Смерть легавым – счастье России!

 

Мы купили апельсин, он у нас всего один,

Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим.

Эта долька для котёнка, эта долька для слонёнка,

Эта долька для ежа – смерть легавым от ножа!

И вопрос, да? зачем мне понадобилось это произведение стихопублицистики?

 

Я пишу это 5 марта 2021 года, через 43 для после 23 января, когда, - пишу это всё в надежде, что текст мой проживёт дольше, чем забудется этот день, - когда молодёжь по всей стране вышла на митинг, на который заводилы нарочно не попросили разрешения у властей. Причём вышли и тренированные на жестокость парни, и первыми напали на полицию. Так показали ТВ каналы, подчинённые власти. Одному водителю полицейской машины выбили глаз… В то же время в Белоруссии выступающие против власти распространяют сведения, где живут силовики, чтоб расправлялись с их семьями. А на Украине вообще нацисты пришли к реальной (пусть пока и формально не к узаконенной) власти, и вся страна оказалась как бы оккупирована.

 

Я собрался было обсудить, почему Сергей Иванов никому не показывал* свою картину вот эту.

С. Иванов. Расстрел. 1905.

Да и к картине этой, обсуждённой уже мною (см. тут), я вернуться вздумал из-за парадоксального для меня желания оправдать теперь прежде осуждённую за нехудожественность (за отсутствие у автора следов подсознательного идеала) вещи, исходя из исторической перспективности в 1905 году воспитывания народа в ненависти к царской власти.

Тогда, в начале ХХ века, центр революционного движения перешёл из Западной Европы в Россию. Она была слабым звеном капитализма, и верно было, что тут революция может победить. Что соблазняло на силовой путь к коммунизму в расчёте, что русская революция будет запалом к Мировой Революции.

Из сегодня видно, что победа революции таки случилась через 12 лет, а вот Мировая Революция не случилась. И стране, выбравшей силовой путь в коммунизм, ничего не осталось, как попробовать построить антикапиталистическое общество в отдельно взятой стране. То есть противопоставить себя всему остальному миру. То есть обречь себя на желание врагов страну уничтожить (чего ещё никто в истории так с нею не хотел сделать). Что гарантировало ей жесточайшую войну. Что, в свою очередь, потребовало невиданного в истории модернизационного рывка и воспитания классовой ненависти. Что было сделано. Страна выстояла в войне с нацизмом.

И получалось, что, из исторического далёка глядя, С. Иванов был прав, начав живописать классовую ненависть у угнетённых (убиты на картине люди в гражданском). Без неё не победили б ВОВ и страна б была ликвидирована как таковая.

Хуже того! 115 лет после 1905 года геополитический расклад сил повторился.

Веками не изменяющийся менталитет (с общинностью, в частности) как бы создал Россию страной, наиболее пригодной для коммунизма. Что теперь, через 30 лет после поражения идеи коммунизма в СССР, поворачивает опять капиталистическую Россию к так называемому социальному государству, что опять противополагает её Западу. И тот второй раз возымел желание страну уничтожить.

И классовая ненависть опять нужна!?!

Только теперь инициатива её воспитания лежит на прокапиталистах, для которых спела Монеточка (для них, ибо поводом для несанкционированных митингов послужил арест агента Запада в России; левое участие в митинге возможно только в результате самообмана левых; а правое – естественно: коллаборантам в потерявшей государственность России может житься, не исключено, богаче, чем теперь).

Власти в России теперь воспитание ненависти не нужно: Россия сумела в военном отношении Запад переплюнуть, и простой войны теперь не будет. Но может быть такая, какая повернула Украину к Западу. Воспитано активное и жестокое меньшинство и оно взяло верх над пассивным и не жестоким большинством.

То есть, если С. Иванов воспитывал ненависть слева, то Монеточка – справа.

И я могу успокоиться и перестать подумывать, как бы отступление С. Иванова от художественности облагородить исторической перспективой благородства левой ненависти, для чего необходимо не неприкладное искусство, а прикладное, приложенное к воспитанию классовой ненависти слева.

Могу теперь подойти к картине “Расстрел” трезво и увидеть, что она даже и не воспитывала левую ненависть. Это было заблуждением советской власти.

"Картина никогда не публиковалась самим автором, он даже скрывал её от близких родственников - вероятно, чтобы не настраивать против себя правительство Российской империи. Художник С.В.Иванов умер летом 1910 года - вскоре после его смерти, картина "Расстрел" была найдена вдовой художника.

Художник оставил работу без названия, не указав его на полотне. Картина была выставлена на посмертной выставке [1911] художника под названием "Эскиз" (хотя полотно и является законченным). Уже после Октябрьской революции, картина была прославлена Советской властью под названием "Расстрел" - картина, а также история её создания, активно применялись в агитации против былой царской власти” (https://yavarda.ru/kartinarasstrel.html).

На самом деде Иванова тут шатнуло совсем в ницшеанство. А то было вообще против всего на Этом свете.

Что мы видим на картине? Какую-то вселенскую нехорошесть. Не социальную. Свет на домах – какой-то сумасшедший (слева направо): закатный, дозакатный и послезакатный. Пустота тут главный герой. Это на первый взгляд декабрьское восстание в Москве. Разгромленное. Потому и два убитых на снегу. Но. Стреляют-то не только слева (войска), но и справа (восставшие). Главное – они еле видны. Виноватых нет! Сам мир ужасен, а не только социальное устройство. – Это мёртвое освещение закатного солнца… Этот наступающий всеобъемлющий мрак… И – пустота… – Бежать от этого всего можно только в метафизическое иномирие. – Потому картина так впечатляла.

"Цветовое решение картины было новым для самого художника…” (Манин. http://www.artpanorama.su/?category=article&show=subsection&id=553).

Но это было против его осознаваемого мировоззрения. Он сознанием был за угнетённый народ. Он был не прочь воспитывать классовую ненависть. Смотрите.

С. Иванов. Едут. Карательный отряд. 1905-1909.

Кровь же может закипеть, когда всмотришься и увидишь, что крестьяне-то на колени встали и иконы вперёд выставили.

И я со смущением, столь не свойственным мне, замечающему, что никаких странностей как следов подсознательного идеала нет, признаю, что насколько эта картина горячит кровь, настолько первая как-то гипнотизирует. ЧЕМ-ТО. Смущаюсь, но хвала первой.

5 марта 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/polza-nenavisti-hudojnik-sergei-ivanov-6042232444edc666815d9472

*- Так, может, Иванов, будучи левым, потому никому и не показывал картину, что у него против воли получилась картина правой, так сказать, политической ориентации?

- Не иначе!

18.04.2021.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)