Иванов. Явление Христа народу. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Иванов А. Явление Христа народу.

Художественный смысл.

Надо самим разбираться, а не верить на слово.

 

Пионерское ли это открытие?

(О “Явлении Христа народу”)

В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит.

Сегодня, через 25 лет мне возражают:

"-Не, там несколько персонажей смотрят на него.

- Не сможете привести пример. Я всё тщательнейшим образом проверил. Ну речь, надеюсь, не идёт о тех, чьи затылки мы видим.

- Ну, я в первую очередь "затылки" и имела в виду. Возможно, ещё всадники смотрят.

А так-то это не Ваше открытие. Экскурсоводы в Третьяковке обращают на это внимание — сама слышала. Сидела там как-то на банкетке (или как это называется?) возле картины, и в это время пришла группа школьников с экскурсоводом, так школьникам велели обратить внимание, что изображённые смотрят друг на друга, на реакции.

- В каком году это было?

- Ну, может, три года назад. Может, пять. В каком-то таком диапазоне.

- А я это увидел в 1996 году. И тут же бросился к смотрительнице этого зала. Спросил, слышала ль она, чтоб говорили, что Христа никто не видит. Она изумилась и взволновалась и пошла со мной проверять. И увидела. И растерянная ушла обратно на своё место.

Я голову даю на отрез, что она это в тот же день раззвонила всюду, где могла - так она была потрясена.

С 2004 года соответствующий текст стоит в сети на моём сайте.

- Сейчас вот прочитала, что в человеке в синем плаще и серой шляпе с посохом (расположен под рукой Иоанна Крестителя) Иванов изобразил себя, смотрящим на Христа. Или вот, человек в красно-кирпичном плаще (которого, пишут, Иванов писал с Гоголя) смотрит на Христа”.

Проверим.

В первом моём тексте о синем плаще написано так (ориентировался я по книжной репродукции):

"Лишь тот, что с посохом, непосредственно под рукой Крестителя смотрит достаточно высоко. Но - опять тут та же плоскость профиля и зрачок нескошенных глаз убеждают, что и он не видит Иисуса”.

В 2004-м я ещё мало что умел с компьютером. Сейчас могу больше.

Действительно ли перед нами "зрачок нескошенных глаз”?

Строго говоря, нельзя сказать с уверенностью.

Сравним с рыжеволосым.

Вроде, одинаково зрачки посажены.

Но предположим худший для меня вариант, что этот странник в серо-синем смотрит левее плоскости своего профиля, параллельного плоскости холста. Продлим его взгляд линией…

до какого-то листочка, что на уровне другого листочка, что пересечён стебельком.

Теперь продлим эту линию дальше,

до пересечения с серединой почти горизонтальной веточки.

Теперь – ещё дальше.

Видим, что этот персонаж Христа не видит.

Теперь перейдём к человеку в красно-кирпичном плаще.

В первом моём тексте о нём написано так:

""Гоголь", "ближе" всех к Христу, если провести линию от головы Христа к его голове. Но "Гоголь" даже не совсем в профиль нарисован. Виден и правый его глаз. "Гоголь", правда, весь в динамике поворота, через секунду, повернувшись вправо еще, он Христа увидит. Но то через секунду. А сейчас-то - нет! И изображено-то вот это "нет"”.

Ну вдруг я тогда ошибся, всё-таки с изображением небольшого размера работал.

Проверим на большом.

Если отрезать низ от "Гоголя", то полное впечатление, что он смотрит на Христа.

Но, если не отрезать –

совершенно другая картина. Почему? Потому что Христос слишком далеко в глубине за спиной "Гоголя" находится. Чтоб "Гоголю" Христа увидеть, ему надо ещё больше к нему повернуться или корпусом, или головой. Глаза "Гоголь" и так уже далеко вправо повернул.

Больше нельзя – будет плохо видно.

6 ноября 2021 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/pionerskoe-li-eto-otkrytie-o-iavlenii-hrista-narodu-6186796de12de4006197db7a?&

*- В сети есть проговорка, из которой следует, что среди изображённых никто Христа не видит:

“Посмотрите повнимательнее на очень мелкие фигуры в гуще листвы.

Они ведут себя несколько иначе, чем люди на переднем плане.

Главные герои картины испытывают разные чувства, но, скорее, удивление, радость или недоверие. А эти люди простерли руки: они полны веры и жажды приблизиться к Христу.

Такое ощущение, что они ещё (или уже) далеко от Христа. Потому что родятся они через 100, 500, 1000 лет после изображённых событий. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа. Они уже знают, что он сделал ради них” (https://baksaufa.ru/yavlenie-hrista-narodu-aleksandra-ivanova-aleksandr-ivanov-yavlenie/).

- А по-моему, приоритет отнимет только прямое словесное указание, что никто Христа не видит.

Что же касается этой новой толпы, то, судя по блузкам на женщинах, это XIX век. "Блузка как элемент женской одежды появилась в XIX веке в результате разделения платья на верх (собственно, блузка) и низ (юбка)” (Википедия). Т.е. это современники Иванова. И они тоже не видят то, во что верят (смотрят гораздо выше Христа – линия справа под меньшим углом к горизонту, чем линии взглядов слева).

И у Иванова к ним такое же негативное отношение, как к людям на грани старой и новой эры. И те, и другие поверили на слово при образовании новых вер: христианской – тогда и сенсимонистской** – теперь. Не рассматривают, не вникают сами, а верили и верят проповедникам.

7.11.2021.

**- До меня вдруг дошло, что Иванов, собственно, реализм открыл. То в социуме, что уже проклюнулось, но ещё никто этого не заметил. А именно: появление людей, - лично Сен-Симона, например, - которые своим умом дошли, что надо построить социализм.

9.12.2021.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)