Ильницкая. Стихи.. Художественный смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Ильницкая. Стихи.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

Ненавистный биографизм

С тех пор, как я стал персоной нон грата в одном журнале, где меня привечали, я стал оголтелым. Выгнала меня редактриса, имевшая образование психолога. Формально выгнала за применение термина “подсознательное”, которое, мол, в психологии давно не применяется. (Я потом-потом наткнулся, что правильное слово “сверхсознательное”. И что мне было делать в обоих случаях: засесть на сколько-то месяцев и приняться заменять слова в каких-то тысячах статей? – Я – автоматом – поставил на каждый файл предупреждение, что у меня слово “подсознательный” неверное, но ни заменять я его в прежних местах, ни применять верное в будущем не буду. И на том успокоился.) Зато не успокоился со взглядом на разбор с точки зрения “есть ли текстовые следы подсознательного идеала”: стал заставлять себя в эту сторону сворачивать просто каждый раз. Надоесть могу, но рискую и продолжаю.

И с этой точки зрения биографизм для меня выглядит негодным притворством выставить себя культурным, когда настоящей культуры нет.

И вот я натыкаюсь, кажется, на случай, когда биографизм мне может помочь. “Кажется” я написал потому, что мне так забрезжило. А когда забрезжило, я обычно и начинаю писать: чтоб процессы осознания и написания совпадали.

Эта поэтесса единственная, кто разыскал меня, чтоб увидеть лично и поговорить вживую. И я вынуждено вступил с нею в личное общение, чего обычно избегаю, чтоб быть свободным в разборах. Она потом всё равно изгнала меня из фейсбушных друзей, когда я ей публично предложил покаяться за то, что она вступила в “Мемориал”.

"В декабре 2021 года российские власти ликвидировали российские юридические лица “Международного Мемориала” и Правозащитного центра “Мемориал”. Представители организаций сообщили, что обе организации продолжат свою работу без юридических лиц” (Википедия).

Я ей предложил покаяться за много лет до того.

И вот я сегодня натыкаюсь на её, Ильницкой, стихотворение 1988 года:

 

Не хочу` Не бу`ду. Не услы`шу. 3

Ви`жу 1

на Луне`сиди`т соба`а. 3

Во`ю. 1

Потому` что я зары`та под Лунно`ю. 3

Обо мне` шумят солда`ты в артполку`. 3

Строю и`з себя кове`р самоле`тный. 3

Чтобы сы`ну подари`ть — после жи`зни. 3

Чтобы о`н не стал ар`тиллери`стом. 3

Улете`л чтобы туда`, где нет в поми`не 3

ни око`пов, ни снаря`дов, ни отва`ги — 3

только ма`ма, только бо`ль ее о сы`не, 3

только ма`ма... 1

Р. S.

В прошлой жи`зни я была`

зенитной пу`шкой, 3

ни оди`н не пропусти`ла самоле`т, 3

где в прице`л глядели сле`по вражьи де`ти… 3

Потому` люблю ковры` в бездонном не`бе. 3

Нич-чего не понимаю. В том числе и эстетической ценности. Есть только две ощутимые рифмы: Вою – Луною и помине – сыне. Верлибр, похоже. (Число ударений приписываю в стих справа.) Верлибр как таковой выражает свободу.

Здесь явно выражает раздрай душевный. В 1988-м нарастала угроза гражданской войны*. А она противопоставляет ей такую общечеловеческую ценность, как пацифизм. (Я-то быстро понял, что под видом общечеловеческих ценностей протаскивают западные.) В данном случае стихийно исполняется методичка по цветным революциям Шарпа: пока армия и власть сильны, надо быть против насилия. В 1988-м ещё были сильны.

Что пацифизму соответствует?

"Вражьи дети” это немецкие лётчики в ВОВ. Оболваненные – "глядели слепо”. Их сбивание теперь вызывает жалость и желание, чтоб вместо военных самолётов в небе летали "ковры”-самолёты.

В 1988-м ей 37 лет. И не кончена ещё Афганская война. Если у неё есть сын, он вскоре на неё пойдёт, если нет, она может вжиться в соседей. Она не хочет войны ("Чтобы он стал артиллеристом”). Чтоб он что-то в небе сбивал – там-де одни мирные ковры-самолёты в будущем, "после жизни” её. Но страшнее – угроза гражданской войны. Чёрт знает, на какой стороне будут соседи. Отсюда общее настроение раздрая.

И мне вдруг стало ясно, почему из-за специальной военной операции на Украине удрали Пугачёвы и Галкины и иже с ними. Это ж как я в 2014 радовался, что судьба меня спасла от возвращения на Украину. Я ж себя презирал бы за необходимость молчать. Мне – молчать! Когда я даже в СССР не молчал. Но в СССР не было фашизма. – Я ж, вернись я на Украину, не знал бы, как мне себя вести с соседом по лестничной клетке, большим чином милицейским. Милиция ж обеспечила сжигания 48 одесситов 2 мая 2014 года. Пусть я вряд ли б активничал против украинской власти. Но… КАК мне было б неуютно смотреть в глаза людям, зная, что надо избежать толков о политике.

Стихотворение хорошо выражает раздрай. И я б не смог сделать никакой его оценки, не будь я с автором в личных отношениях когда-то.

Подсознательный ли идеал её вдохновлял? Думаю, нет. Она глубоко прозападный человек с ценностью вседозволенности, раз так точно выбрала верлибр, "занявший довольно широкую нишу в западной, в частности — англоязычной, поэзии XX века” (Википедия).

Признаки экстремизма для меня у неё проявились позже (см. тут, тут и тут). И уж он был подсознательным.

Хотя…

Неприятие преходящести индивидуальной жизни уже в 1988-м отдаёт ницшеанством:

 

Дымков горчащий шепоток,

Мигренью схваченный висок…

Боль листопадов мне знакома.

Я лист, оторванный от дома.

Здесь, у чужой ограды сада,

октябрь – пастух и зверолов –

вгоняет лиственное стадо

в озноб костров.

 

13 июня 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/YqeegcRedyvfr856?&

*- Не было в 1988-м угрозы гражданской войны.

- Просто факты:

"23 ноября грузинские националистические движения попытались провести митинг в столице автономной области — городе Цхинвали, для чего из разных районов Грузии сюда прибыли до 50 тысяч человек. Однако грузинская колонна была остановлена у въезда в Цхинвали и после 2 суток противостояния была вынуждена повернуть обратно. В области начались столкновения осетинских и грузинских вооруженных формирований, в которые активно вмешались внутренние войска МВД СССР…

…столкновения резко активизировались, началась блокада автономии. Более 10 тысяч человек бежали из Южной Осетии в Северную (еще около 30 тысяч осетин покинули внутренние районы Грузии)” (https://military.wikireading.ru/14446).

“1985

12 января

в г. Душанбе (Таджикская ССР) около кинотеатра вспыхнула драка между группой таджиков и “лицом некоренной национальности”. Подогреваемая националистическими выкриками, толпа организовала массовое избиение русских, отлавливаемых в районе кинотеатра. С обеих сторон в потасовках участвовали до 700 чел.

Май

драки между русской и местной молодежью в г. Рига (Латвийская ССР). В конце года драка в г. Тарту (Эстонская ССР).

1986

Март

столкновения на межнациональной почве между группами русской молодёжи и студентами-якутами Якутского госуниверситета. Первое имело место на Тёплом озере, затем конфликт охватил весь город и продлился 3 суток…

17-19 декабря

декабрьские события Казахской ССР (“желтоксан”): массовые беспорядки на улицах г. Алма-Ата после снятия с поста 1-го секретаря ЦК местной КП Д.А. Кунаева и назначения Г.В. Колбина, русского по национальности, не имевшего до того никакого отношения к республике. Организованы при содействии партийных структур. Выброшены лозунги самоопределения ССР (в т.ч. “казахскому народу — казахского лидера”), против “русского великодержавного шовинизма”, предпринята попытка штурма здания ЦК. В результате вмешательства войск и милиции убито 2, за помощью в медучреждения обратились свыше 1000 чел., 235 госпитализированы. Более 2000 демонстрантов задержаны. Волнения также отмечались в гг. Джезказган, Павлодар, Караганда, Талды-Курган, Аркалык, Кокчетав, Чимкент, но там обошлось только задержанными.” (https://afanarizm.livejournal.com/194601.html).

Я прекратил дальнейшшее цитирование, ибо стало скучно.

14.06.2022.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)