С. Воложин
Якунчикова. Цветущие яблони. Дерево в цвету.
Прикладной смысл
Оно есть, то далёко, лучшее, чем тут и сейчас. |
Почему художник мечется и туда и сюда…
Может ли смерть быть привлекательной естественно?
Надо, наверно, рассказать, как я дошёл до такого вопроса.
Мне (см. тут) привелось рассматривать картину декадентки Якунчиковой, мне не нравившуюся. Я там понял почему. Потому что картина внушала позитивное отношение к смерти. Неестественно позитивное, не под влиянием подсознательного идеала, а противоестественно – от сознания, от моды на декадентство. Не от души, просто говоря.
Всё понятно, всё хорошо. Но. Другие её вещи нравятся.
Якунчикова. Цветущие яблони. Дерево в цвету. 1899.
Почему нравятся? Разве и тут (как там) не тоже загрязнены и сделаны бледными дополнительные цвета (жёлтый и фиолетовый в какой-то "традиционной RYB-модели” {Википедия})?
Разве и тут
не загрязнены и сделаны бледными дополнительные цвета (красный и голубой в какой-то "цветовой модели RGB {Там же}”)?
Почему мне там не нравилось, а тут нравится? А?
Потому что там была отвлечённость (вам придётся открыть ту ссылку, иначе вы не будете понимать)? А тут – нет? Да не просто нет, а есть противоречие темы (весны, цветения) изображению (тусклятине)…
Скажете: там тоже было противопоставление цветка (живого) мёртвому (лицу белому с голубыми оттенками). Но там противопоставление это не ощущалось из-за цитатности какой-то (голова и цветок – оторванные части), не жизненности.
А тут вполне себе жизнь. Просто пасмурный день. Настроенческая вещь. Минорная.
Или никакой не пасмурный? Ибо тут есть резкие тени от солнца.
Объективно перед изображающим ослепительный солнечный день.
А я знаю. Я сам раз в ослепительный солнечный день увидел ослепительно… чёрное солнце. Я следил за своей любимой, её подозревая в неверности, и вот она вышла из дверей, где было место её работы, - вышла на обеденный перерыв на улицу в сопровождении молодого парня, и они пошли обедать в ресторан через площадь.
“Та” картина была на 2 года более ранняя, чем эта…
Та была от ума, и эта, наверно, тоже.
Может ли быть, что и тут настроение “жить не хочется”?
Может. Но это всё-таки не образная хвала смерти.
А что значит эта ненатуроподобность? Ведь яблоневые цветы
явно превращены в белые кляксы.
Не есть ли это символистское "расщепление действительности на знаки и значения” (Смирнов. Смысл как такой. С.-Пб., 2001)? Не хочет ли Якунчикова сказать своим смурным настроением, что есть нечто более хорошее, достойное. А эта кашеобразность всего не уводит ли в символистское же невнятное далёко, лучшее, чем тут и сейчас?
Вот только от души ли это? Или, как и “там”, от ума?
Судя по слабо выраженной странности – от ума.
А чего ж мне тогда нравится?
Ну, мне ж не страсть как нравится.
Якунчикова, не имея подсознательного идеала, обречена метаться на выражение разных настроений, но, в силу моды на декадентство, преимущественно – на минорные. И, в общем, как-то ослаблено выражает. Это особенно видно, когда она нарывается на сравнение с душераздирающими картинами.
Якунчикова. Страх. 1893-1895 Бумага, цветной офорт.
Мунк. Крик. 1893.
- А зачем было обращать внимание читателей на не абы какие картины?
- Чтоб учиться (самому и других, может, научить) разбираться в том, что такое художественность с помощью такого теоретического допущения как подсознательный идеал автора. И ещё хочется дать пример вдумчиво отношения к картине.
12 сентября 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |