С. Воложин
Коллекция художественных открытий
Глубокое понимание искусства. Еще один инструмент тем, кто может жить без необходимого, но не может – без лишнего. |
Кто
в коллекции в четвертой интерфейс-части книги.Четвертая и последняя интернет-часть книги “Как я научился понимать искусство”
Коллекция возведений в ранг художественного открытия
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
Жуковский |
Открыл для русской поэзии душу человеческую, психологический анализ (психологический романтизм). |
Это значит, что он ввел в идеал, сделал принципом своего искусства право (юридическое, а не реально экономическое) всякой души на независимость. Ведь душа поэзии Жуковского внесоциальна, сама себе довлеет, то есть с одной стороны это душа, понятая анархически и идеалистически, с другой же стороны - это душа любого человека, душа, не выведенная из понятий феодальной иерархии, потенциально свободная душа. Высшая ценность - личность. |
15, 44.
15, 139. |
Жуковский |
Открыл для русской литературы семантические возможности стиховых связей поверх синтаксических, открыл смысловые возможности полисемантизма (что слово - значит больше, чем оно значит в разговорной речи). |
Он открыл, что слово не однозначно, что в нем скрыты кроме первого, терминологического значения, еще другие, добавочные значения. У него слова значат не то, что они значат “просто”, а обращены к тексту своей другой, ассоциативно-эмоциональной стороной. Он выдвинул на первый план в слове именно эти дополнительные обертоны за счет “первых” значений. Это открытие было необходимо для дальнейшей психологизации литературы. Значение стиха рождалось не в словах, а как бы между словами, не в тексте, а в сознании, воспринимающем текст. |
15, 56-57. |
Сервантес (и другие авторы первых плутовских романов). |
Открыл разлитую во всей жизни “идеальность”, в живой повседневности, пусть даже низкой. |
Если героическая поэзия извлекает из многогранной реальности ее высшие возможности в чистом виде, а сатира, наоборот, отвлекается от скрытых внутренних токов красоты и добра, то роман может просвечивать жизнь так, что обнаруживаются взаимопроникающие течения высокого и низкого. |
33, 186. |
||
Рембрандт (и др. нидерландцы). |
Открыл “идеальное” в обыденном, неограниченную человечность в повседневном. |
Основной сюжет не обыденщина пошлая, а веселье, искренность, ценность, счастье, ясно, что все это может оказаться иным, чем облик. |
|||
Боккаччо (и создатели итальянской новеллы Возрождения). |
Неосознанно открыли всеобщее историческое значение фактов личной жизни, открыли эстетический смысл “отличия индивида как личности” от классового, сословного индивида. |
До этого поэзия делилась на высокую и низкую: героическая поэма, очищенная от прозы идиллия, сатира, “сниженная” комическая повесть. А теперь появился средний жанр, представляющий обаятельный мир бытия и сознания частного человека. Предметом искусства стали не представители стихий государственности: цари, герои, военачальники, правители, жрецы,- а просто люди, у которых кроме служебной, должностной, сословной жизни есть просто частная жизнь. |
|||
Толстой, Достоевский. |
Открыли всемирный, всеобщий, грандиозный смысл в повседневных будничных, личных и даже интимных переживаниях человека (лихорадочно-взвинченных душевных состояний - у Достоевского, естественных - у Толстого). |
“Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее”. Чем глубже в сокровенную (не просто частную) жизнь проникает художник, тем более всеобщее содержание он захватывает. В героях Достоевского себя узнают и нерусские... Превратив психологический анализ в одно из важнейших средств раскрытия социальных противоречий общественной жизни, они открыли новые эстетические и аналитические возможности реализма. |
33, 419.
65, 200. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
||
Толстой, Достоевский. |
Открыли в качестве основы словесного искусства двуголосую форму повествования - выразительницу идеи всеобщности личного. |
Раньше это было в форме элементов. Синтез речи первого и третьего лица - несобственно-прямая речь - существовала и раньше, но лишь в толстовских внутренних монологах, раскрывающих диалектику души и в диалогической прозе Достоевского эта форма утвердилась как основа искусства слова. |
33, 418. |
||
Толстой, Достоевский. |
Открыли для русской и мировой литературы идею, мировоззрение, стремящееся понять человека не как отдельную личность, лишь объяснению средой, а как часть среды, ее неотъемлемый элемент, сам в некоторой части создающий среду - ту или иную общественную группу, в частности, такую как народ. |
До них литературу понимали как изображение отдельных людей, но окруженных, объясненных, обусловленных в своей типичности данной общественной средой, воспитавшей их и оказывающей на них давление.Теперь же стали основным объектом художественного освещения более общие, коллективные единства, например, народ, светское общество, французская армия, русская армия - в “Войне и мире”; вырождающиеся дворяне-аристократы - в “Вишневом саде”. Описывая “роевую” общую жизнь людей, не растворяли индивидуум в бытии: личность героев обладает самостоятельной ценностью и представляет свой замкнутый мир, сквозь который, однако, течет поток жизни, соединяющий разнородные частицы, атомы истории - в целое. |
13, 215.
65, 197. |
||
Пушкин |
Открыл для русской литературы (и впервые с такой полнотой и законченностью - в мировой литературе) реалистический метод: изображение героев, окруженных, объясненных, обусловленных в своей типичности данной общественной средой. |
До него хотя романтизм и выдвинул проблему индивидуальности в центр внимания русской литературы, но это была сосредоточенность на лирическом “я”; это была отрешенность от объективной социальной действительности, сглаживавшая дифференциальные черты образов-характеров. Теперь же - хотя произведение написано о герое, хотя его образ не поглощается средой, не сводится к среде,- все-таки не забыта и среда. |
13, 213.
14, 6. |
||
Пушкин |
Открыл для русской литературы концепцию двойного анализа человека и его места в жизни: с точки зрения его возможностей и с точки зрения его реализации, осуществления или неосуществления этих возможностей. |
13, 201. |
|||
Пушкин |
Открыл для русской литературы тип “лишних людей”. |
||||
Хемингуэй |
Открыл для мировой литературы тип “потерянного поколения”. |
||||
Чернышевский |
Открыл для русской литературы тип “новых людей” - революционеров. |
51,I, с. XLI |
|||
Шекспир |
Открыл осознанный метод собственно художественного мышления. |
Это когда писатель прямо, открыто и активно борется за то, чтобы его мысль не выступала в отвлеченных суждениях, но всецело внедрилась в создаваемую художественную реальность, в ее живое движение и развитие. Получается поразительно богатый, глубокий и многогранный смысл. Остается впечатление подлинной неисчерпаемости. Это когда писатель творит, как жизнь. До этого события и герои скорее воспевались, чем изображались, герои были скорее исторические, чем вымышленные. |
33, 412-413. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
|
Вальтер Скотт |
Открыл историзм в том смысле, что общество, быт, жизнь менялись в развитии истории, но еще в том смысле, что история обосновывает человека; история у него - фон для человека-романтика XIX века. |
До него господствовала мысль, что человечество - это сумма наций, каждая из которых отмечена чертами своеобразия, появляется вечной, себе самой довлеющей национальной сущностью. Сама же история, и даже развитие истории, образуется не изменением сущности, а сменой их. На арену истории выходят поочередно нации, сменяя друг друга, и каждая приносит свой вечный характер, вносит в мировую сокровищницу свою единственную лепту. После него стало ясно, что исторические изменения происходят внутри нации в форме борьбы социальных сил. |
15, 299-301.
15, 235. |
|
Макферсон |
Открыл идеал человека, культуры и красоты, не похожий на античный - северный тип культуры. |
До этого времени, до романтизма, в пору власти классицизма в литературе признавался лишь один общечеловеческий идеал искусства, идеал красоты, рационально дедуцированный и ориентированный на условную античность. Теперь все народы принялись конструировать идею своей национальной культуры, отличную от классической античной, основываясь при этом на фольклоре. У Макферсона - трагический сумрак северной мифологии, идеал мрачной природы, скал и бурь. |
15, 232-233 |
|
Бальзак |
Открыл реализм как метод социально-исторического понимания человека. |
15, 236. |
||
Малле |
Открыл древнескандинавский фольклор, тем самым вообще открыл фольклор для литературы. |
До этого фольклор был в безвестности, а после этого он стал базой сначала для развития северного, оссиановского типа культуры, а потом и для осознания национальной сущности каждого народа. |
15, 233. |
Перси |
Открыл для английской литературы английский фольклор |
15, 223. |
|
Чулков, Попов |
Открыли для русской литературы русский фольклор. |
15, 236. |
Гете, Байрон. |
Открыли третий великий тип культуры - восточный. |
До них были: античный (гомеровский) и северный (оссиановский). Современников поражало, что группа народов создала свой высокий идеал человека, красоты, мудрости, не имеющий ничего общего с идеалами Гомера и Оссиана. Критерием ценности культуры оказалась не книжность, не проверка ее нормами Южной Европы, а национальная органичность, ее связь с глубинами духа данного народа, ее независимость, замкнутость. Сохранение своеобразия культуры - это следствие мужества народа, сумевшего отстоять свое лицо, независимость, свободу. |
15, 238. |
Радищев |
Открыл традицию поисков оригинальности русского национального искусства как самобытного по форме и освободительного по содержанию. |
15, 237. |
Андреев |
Открыл , что возможности в концертах русских народных инструментов выше многих западноевропейских. |
До него русские народные инструменты подвергались официальным гонениям церковных и светских властей. Он популяризировал домру, балалайку и др. и организовал оркестр русских народных инструментов и объездил с ним заграницу. |
|
де Сталь |
Открыла для французской литературы северный, оссиановский (в отличие от гомеровского) тип культуры |
15, 233. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
||
Боккаччо |
Открыл в европейском искусстве слова новую эпоху - эпоху художественной прозы. |
До этого литературу обслуживали стихи и ритмическая проза. Проза же художественная обслуживала полухудожественные жанры на периферии литературы. |
33, 349. |
||
Флобер |
Открыл осознанно прозаический ритм художественной прозы. |
До этого в течение длительного времени ритм новой прозы, качественно отличающий ее от простой, повседневной речи людей, не осознается. И художники, и теоретики полагали, что писатель-прозаик пишет так же, как вообще говорят люди. А на самом деле в художественной прозе “необходимо глубокое чувство ритма, ритма изменчивого”, ибо “прозаик ежеминутно меняет движение, окраску, звук фразы сообразно тому, о чем он говорит”. |
33, 353-355. |
||
Стерн |
Открыл сознательное отношение к художественной прозе как к предмету изображения. |
Со времени изобретения книгопечатания, когда искусство слова превратилось из предназначенного для уха в предназначенное для глаза, потребовалось, чтобы при чтении книги про себя были как бы слышны живые голоса автора и героев. Речь стала не только средством изображения, но и предметом изображения. |
33,377-378 |
||
Прево |
Открыл “иррациональную”, необъяснимую, с точки зрения буржуазного рассудка, сторону психологии. |
До него в рационалистическом анализе жизнь разлагалась на простейшие, уже вполне понятные элементы, и в итоге не остается ни одного темного уголка. Но это возможно лишь потому, что анализируются, например, у Ларошфуко в “Максимах” люди “вообще”, которые выступают как носители некой суммы чувств, стремлений, манер поведения. А Прево имеет дело с индивидуальным живым человеком. |
33, 304,311. |
||
Лафайет |
Открыла как самостоятельный объект художественного исследования, изображения - движение человеческих переживаний, психологические, душевные скитания и приключения в жизни. |
И до этого огромное место в литературе занимают психологические образы. Однако психология до этого прежде всего выражается, выступает в цельном субъективном бытии. Там нет психологического анализа; это скорее “синтетический лиризм”, опредметившаяся в словах лава чувств, мыслей, волевых стремлений. - Здесь движение чувств воссоздано так же эпически, как жесты, поступки, вещи, события (только Лафайет вводит новый метод в психологический элемент повествования - описательный метод изображения внутреннего мира). |
33, 283.
65, 201. |
||
Стендаль |
Открыл новый метод психологического анализа - автокомментарий героя к происходящему. |
До него метод изображения внутреннего мира человека был описательным. И хотя Руссо вел изложение от своего лица, однако он стоял в стороне от объекта описания, и поэтому его “Исповедь” поражала откровенностью рассказа больше, нежели погружением в стихию человеческого я. Самый процесс зарождения, развития и борьбы различных эмоций и мыслей непосредственно в душе человека еще не был доступен искусству. Стендаль сделал так, что его герой действует, мыслит и поясняет свои мысли и поступки. У него слышен внутренний голос. |
65, 201. |
||
Стендаль |
Открыл в искусстве повествования внутренний монолог. |
Внутренний монолог стал формой выражения этих противоречивых движений, борьбы и столкновения, развития и становления разнородных чувств и мыслей. |
65, 128-129. |
||
Прево |
Открыл внутренний монолог. |
10, 10. |
|||
Толстой |
Открыл как самостоятельный объект художественного исследования ту непрерывную, постоянную работу мысли чувств, которая идет в человеческом сознании. |
До этого внутренний монолог - это еще не автокомментарий героя к происходящему. И лишь у Толстого внутренний монолог стал раскрывать непосредственный процесс самодвижения мышления и сложной работы чувств. |
65, 201-202. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
Ларошфуко и др. |
Открыли для литературы психологический анализ как изображение. |
До того психология лишь выражалась. После - стало возможным изобразить уже целую внутреннюю жизнь (как у Лафайет). |
33, 273. |
Ларшфуко и др. |
Открыли форму для изображаемого психологического анализа, форму переписки, сборника афоризмов, дневника. |
33, 273-274. |
|
Боккаччо |
Открыл эротику для гуманизма и поэзии. |
До этого она существовала или ради самое себя или для комического принижения человека. Боккаччо первый из писателей показал роль здоровой чувственной любви в жизни нормального человека. У него эротика служит правдивому изображению природы человека. |
69, 23. |
Прево |
Открыл органическое целое психологического анализа и достоверное изображение быта и материальных условий. |
До него такие начала, как душевные страдания людей и их повседневные заботы о деньгах были обычно разобщены (классицистические трагедии и плутовские романы). |
69, 10. |
Шодерло де Локло |
Открыл тему светского общества как антигуманной, зловещей, губительной силы. |
69, 17. |
|
Шодерло де Локло |
Открыл персонажей, которые сознательно подчиняют свое поведение выработанной ими идеологии. |
До него персонаж был пассивным продуктом среды, слепо приспосабливающимся к ней. Теперь же - находится во взаимосвязи со средой. Формируясь под влиянием среды, он пытается, используя познанные закономерности, в свою очередь активно воздействовать на среду - подчинить ее своим интересам. |
69, 18. |
Корнель |
До него в драматических произведениях действие определялось, обусловливалось случайным сочетанием случайных причин. А теперь - характером и положением действующих лиц. |
51,II, 607. |
|
Р. Щедрин |
Открыл частушку для профессиональной музыки, неистощимый источник современного русского музыкального языка. |
||
Айседора Дункан |
Открыла (вернула) танцу эмоциональную свободу, сделала его одним из самых прямых выражений души человека. |
До этого балет был застывшим, академичным. |
39, 253. |
Шопен |
Открыл “индивидуально-психологическую музыку”. |
До него господствовали музыкальные правила, музыкальный формализм. Шопен же был не столько музыкантом, сколько поэтом-лириком в звуках, выражающим тончайшие движения души, выраженные с почти полной точностью в звуках рояля, выражающим мучительную оторванность индивида. |
39, 37. |
Официальные музыканты Великой французской революции и Бетховен. |
Открыли коллективно-психологическую музыку. |
Это музыка психического океана слиянной народной души с ритмами исполинских народных движений. |
39, 33. |
Вагнер |
Открыл для оперы мир идей, философии, больших страстей и чувств, связанных с идеями. |
39, 299. |
|
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
Мусоргский |
Открыл для оперы тему народа, его образ. |
Тончайшие черты природы человека и человеческих масс были целью его изображения, характеристика целых судеб народа (портрет мучительного прошлого России). |
39, 58. |
Берлиоз |
Открыл для музыки мелолог и жанр сюжетно-программной симфонии. |
В мелологе словесный декламмационный монолог сочетается и перемежается с музыкой. Это - от стремления к внешней выразительности, живописности музыки, к программности фактов и образов, причем совершенно определенных. Даже психические переживания изображаются как биография (изобразительными моментами). Сюжет - последователен в развитии. |
39, 85. |
Лист |
Открыл рапсодию как выразительницу национально-освободительных движений. |
Материал произведений народно-песенный или народно-танцевальный, а форма не связана с какими-либо определенными традиционными схемами. До этого в европейской музыке господствовали музыкаально-профессиональные традиции Германии, Италии, Франции, Австрии; издавна сложившиеся музыкальные формы. Национально-освободительные движения были в Польше, Чехии, Венгрии, Норвегии, и рапсодия стала актуальна. |
45, 20. |
Лист |
Открыл , что звуковое богатство фортепиано, разнообразие красок, которые из него можно извлечь - могут воссоздать симфонический оркестр. |
45, 16. |
|
Гамсун |
Открыл для мировой литературы тип одинокого среди себе подобных одиноких, социальный атомизм сосредоточенных на собственном интересе, некоммуникабельность. |
До него Достоевский в своих одиноких через изображение внутренних конфликтов стремился выразить дисгармонию мира. А Гамсун принимает мир таким, каков он есть. Не посягает на миропорядок. Его герои замыкаются. Человеческое взаимопонимание делается почти невозможным. |
66, 13. |
Чехов |
Открыл для драматургии традицию особой естественности, тонкого изображения, души человеческой, понятие подтекста в драматургии. |
38, 11.04.73 |
|
Островский |
Открыл для русской драматургии полифоничность. |
Он сломал каноны жанров, перемешал бытовую драму с лирикой, трагедийные элементы с комедийными, прорвался к символу и гротеску. |
- “ - |
Флорентинцы XVI века |
Открыли оперу и гомофонно-речита-тивный стиль. |
Непосредственно до этого (исключая античный театр) синтетического искусства поэзии, музыки и театра не существовало, а гуманизм эпохи Возрождения прорывался под видом возрождения античности. Господствовавшая в музыке средневековая полифония отражала архитектурные тенденции музыки и иерархическую структуру монархий и церкви. Пробуждающаяся индивидуальность искала возможности проявить себя в гомофонии. |
50, 5. |
Монтеверди |
Открыл для оперы такие музыкально-выразительные средства: напевную декламацию соединил с кантиленой (напевной мелодией). |
До этого поэзия господствовала над музыкой, теперь же музыка стала брать перевес над текстом. |
50, 5. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
||
Перголези |
Открыл комическую оперу, высмеивающую пороки, нравы господствующих классов (тогда - аристократов и духовенства; в сюжетах - быт, современники, приключения). |
До этого комические интермедии были вставками между частями серьезной оперы. Другим истоком комической оперы были диалектные комедии, исполнявшиеся с незамысловатыми песенками. Комическая опера возникла как реакция на оторвавшуюся от жизни, условную серьезную оперу. Это было демократическое устремление, связанное с усиливающимся средним сословием. |
50, 7. |
||
Рамо |
Открыл для оперы танцевальный элемент. |
50, 255. |
|||
Ж. Ж. Руссо |
Открыл для либретто французской комической оперы (водевиля) простых людей и будничные интересы, “стиль сердечных интонаций”. |
До этого в опере царствовал чинно декламационный мелос, уходящей королевской Франции. А Руссо был убежден в значении выразительной естественной мелодии (интонации) для жизни музыки в сердцах слушателей. Боролись два класса, столкнулись непримиримо во всем. Третьему сословию необходимо было обладать выразительной силой музыки. |
50, 255; 3, 303. |
||
Глюк |
Открыл оперу как естественную и логически развивающуюся музыкальную драму. |
У него в каждой части, эпизоде, арии, речитативе слово, сценическое действие и музыка сливаются в нерасторжимом единстве. До него у всех народов в опере господствовала итальянская опера bel canto, где все - для виртуозного певца; кроме пения, все остальное - легкий аккомпанемент пению. |
50, 114. | ||
Бетховен |
Открыл для оперы такое музыкально-выразительное средство, как симфонизацию. |
50, 117. | |||
Вагнер |
Открыл для оперы принцип бесконечной мелодии. |
Считая необходимым сохранять непрерывность и цельность музыкального развития, он отказался от традиционного деления оперы на отдельные номера. В основе его музыкальной драматургии - система лейтмотивов, то есть мелодических фраз, приобретающих символическое значение, связанных с кем-либо из действующих лиц, с отвлеченными идеями и представлениями. |
50, 118. | ||
Толстой |
Открыл для прозы способ обнаруживать глубокие тайные связи между побуждениями и поступками, между хотением и возможностью, между субъективным ощущением события и его объективной реальностью. |
Толстовские фразы начинаются в дебрях чувств, когда мысль только начинает пробивать себе тропинку, чтобы выйдя на уверенную дорогу осознать себя. При этом Толстой не позволяет человеку оставаться в мире смутных иррациональных состояний; писатель обнаруживает выход в реальность и этим открывает тайные мотивы поступков. |
68, 59. | ||
Чехов |
Открыл для драматургии такой диалог, который является не только средством коммуникации, но и выходом тайного, того, что персонаж сам еще, быть может, не осознает, но мы осознаем и благодаря этому обнаруживаем связь внешнего хода событий с внутренним движением. |
Реплика персонажа не цепляется прямо за только что сказанную реплику других. Она возникает как глубокая детонация, человек произносит неожиданное, и мы узнаем, что он только что подумал или почувствовал. |
69, 59. | ||
Вертов |
Открыл для кинохроники новое содержание: жизнь простого человека. |
До этого кинохроника фиксировала или сенсационные происшествия или чисто официальные события - приезды и отъезды послов. |
69, 172. | ||
Вертов |
Открыл для кинохроники монтаж по законам искусства. |
До этого документалисты снимали изображение, теперь - научились снимать идеи. |
69, 172. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано | ||||||||||||||||||||
Гриффит |
Открыл для кино параллельный монтаж |
69, 162. | |||||||||||||||||||||
Эйзенштейн |
Открыл для кино игрового, художественного - документальную достоверность. |
69, 172. | |||||||||||||||||||||
Вертов |
Открыл для кинохроники документальное звучание, озвученность. |
До этого считали, что мир “не звукогеничен”, если его записывать не в павильоне, а на натуре. |
69, 174. | ||||||||||||||||||||
Кулешов |
Открыл для кино монтаж. |
Прямое непосредственное сопоставление было отличной режиссерской находкой для сопоставления двух миров, двух образов жизни. Революция наполнила новым содержанием искания и находки - монтаж (открытый, вообще-то, в эксперименте). |
28, 5; 69, 180. | ||||||||||||||||||||
Экк |
Открыл цветовое кино. |
До этого - цветное, окрашенный цветом предмет. А теперь - характеризуемые цветом человек и среда. Цвет возникает, мотивированный не бытовыми обстоятельствами, а драматическими - внутренним состоянием героя или настроением автора. |
69, 189. | ||||||||||||||||||||
Немирович-Данченко |
Открыл театр литературы. |
До этого пьеса шла один вечер, теперь - два. Один акт шел от 30 до 40 минут, теперь - от 1,5 часа до 10 минут. Дело не во времени, а в силе и логике переживаний. Это - катастрофа всех театральных условностей, загромождавших к театру путь крупнейшим литературным талантам. |
38, №47, 1973 г. | ||||||||||||||||||||
Моцарт |
Открыл для оперы музыкальную драму реального живого человека. |
Моцарт не был согласен с Глюком, требовавшим подчинения музыки драме. Психологические картины, описания человека в звуках - в ариях, вступлениях... в них человек предельно далек от превращения в героя, в характер, в носителя драматической мысли. Человек - это нечто неповторимое, никогда не повторяющаяся игра различных душевных сил. |
50, 116. | ||||||||||||||||||||
Есенин |
Открыл для русской поэзии лирику современного человека, живущего разной жизнью. |
В дворянской лирике это было просто невозможно, потому что дворянин никогда не был не привязанным к дому, расстающимся (порывающим) с ним в юности. Поэтому даже любовная дворянская лирика - это лирика однолюбов. Есенинская любовная лирика - это лирика измен и раскаяний, многих любовей и обязательно с покаянием. Потому что мы, теперешние, вчера - крестьяне, сегодня - горожане, завтра -... |
38, 11.12.74 | ||||||||||||||||||||
Рейно |
Открыл самую возможность изобразительного рассказа на экране (мультипликацию) |
12, 188. | |||||||||||||||||||||
Коль |
Открыл специфическую образность и собственную художественную технику рисованной графической мультипликации. Действие, движение здесь принимали на себя решение большей части тех образных задач, которые живопись и графика осуществляют только изобразительными средствами. |
До этого (у Рейно) было подражание жанровой реалистической акварели, было желание изображать жизнь в формах самой жизни, с большой подробностью прорабатывая изобразительные характеристики персонажей, добиваясь их индивидуализации, стремясь создать иллюзию объемности демонстрируемых на экране изображений. У Коля же - схематичность рисунка, чем меньше персонаж копирует свой реальный, жизненный прототип, тем больше приближается к символу, знаку, выражающему одну определенную человеческую страсть, стремление, моральный принцип, которые могли бы обнаружить у себя разные по своим характерам зрители. |
12, 188, 186, 187, 190. | ||||||||||||||||||||
Старевич |
Открыл специфическую образность и собственную художественную технику объемной мультипликации. Действие, движение здесь принимает на себя решение большей части тех задач, которые скульптура осуществляет только изобразительными, пластическими средствами. |
В объемной мультипликации происходит тот же отлет от действительности, но направлен он часто не на событие (как в графической мультипликации), а на характеристики их участников. Куклы Старевича - жуки, стрекозы, бабочки, муравьи - казались настоящими живыми насекомыми, так мастерски и натуралистически подробно были они сделаны, но это не нарушало, а, напротив, подчеркивало гротескный характер его фильмов - народный! |
12, 190, 191, 188. | ||||||||||||||||||||
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано | ||||||||||||||||||||
Дисней |
Открыл для рисованной мультипликации “большие формы”, он доказал, что мультипликация не только способна своими средствами воплотить сложное, напряженное действие (в волшебной, обязательно, сказке), но и может передать его убедительней, чем игровое кино. |
Натурной природе игрового кино противопоказана сказочная символика волшебных событий и превращений. До полнометражных рисованных фильмов-сказок в мультипликации были лишь короткие ленты с несложным сюжетом. |
12, 210. | ||||||||||||||||||||
Трнка |
Открыл для объемной мультипликации возможности воплощения эпического жанра. Он доказал, что очужденность кукольных персонажей, даже их неизбежная гротескность, не обязательно должна порождать отрицательные эмоцию |
До этого куклы были очень натуралистичны, и преобладающим жанром была пародия. В кукольном театре куклы подвижны, ритмичны, грациозны. В кукольном кино - статуарны, гротескны, медленны, диспластичны. Трнка понял, что это вовсе не недостаток. В обобщенности кукольного фильма, его персонажей, его среды он увидел новые возможности тематических и жанровых поисков: легендарное, эпическое. Обобщенность, скупость изображения заставляет зрителя сосредоточить внимание на событиях, а не на частностях исторического быта. А вышелушивая смысл из контекста исторического быта - получаем современный урок истории. |
12, 215. | ||||||||||||||||||||
Эйзенштейн |
Открыл метафорические возможности киноязыка. Нельзя сказать, что он первым использовал метафоры в киноискусстве, но ему принадлежит заслуга сознательного использования метафор как средства выражения авторского отношения к событиям фильма и интеллектуального их истолкования. |
До него монтажные планы только складывались, сцеплялись. А у Эйзенштейна - сталкиваются. До него между планами была только причинно-следственная связь. А у Эйзенштейна - из столкновения двух планов рождается третье - понятие. |
12, 74. | ||||||||||||||||||||
Толстой |
Открыл объект исследования и изображения - судьбу самого общества. |
До него реалистическое искусство исследовало и изображало взаимоотношения личности и общества, структуру общества, судьбу личности, вступающей в столкновение с обществом. |
65, 208. | ||||||||||||||||||||
Карамзин |
Открыл для русской литературы индивидуальный образ автора, пронизывающий все произведение. |
До этого индивидуальная свобода художественного творчества и поэтического изображения отрицалась не только литературными канонами средневековья, но и поэтикой классицизма. У Карамзина - карамзинское: галантное, элегантное... |
9, 220. | ||||||||||||||||||||
Пушкин |
Открыл для русской литературы многоголосие субъекта повествования |
До него стиль, порожденный образом автора, подавлял индивидуальности героев в произведении. Пушкин ввел сочетание различных социально-языковых контекстов как принцип построения новой системы повествовательного стиля, принцип субъективной многоплановости повествования. |
9, 220. | ||||||||||||||||||||
Короленко, Чехов |
Открыли метод предсоциалистического реализма: новую форму закономерного сочетания в искусстве категорий действительного и возможного, реального и ожидаемого, наблюдений и догадок; открыли такую степень реализма, что любое изображение жизни, какой она не должна быть, приводило к ощущению необходимости и неизбежности коренных перемен в жизни. |
Реализм - думал Короленко - лишен героического элемента, старый романтизм знает только героизм сильной личности, между тем как героизм масс - это необходимое условие для проявления “высших творчески существенных мотивов личности”. “Мы признаем и героизм,- писал он,- и тогда из синтеза реализма с романтизмом возникнет новое направление художественной литературы”. “Открыть значение личности на почве значения масс - вот задача нового искусства”. Романтико-символическая струя у Короленко перестраивала старую реалистическую систему, наполнив ее предчувствием будущего и обогатив эстетический кодекс писателя категорией “возможной реальности”. У Чехова норма возможной, близкой по предчувствию жизни конструируется от обратного. У Короленко - в героике и бодрости, у Чехова - в буднях и пессимизме. |
9, 187-188. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
Чехов |
Открыл художественную равнозначность жизненных явлений, преследуя зло не только в его кричащих формах, но и в микроскопических симптомах. |
До этого была иерархия тем и сюжетов. А Чехов говорил одинаковым тоном о таких, казалось бы, несоизмеримых величинах, как социальная несправедливость и бытовая непорядочность. Этический и эстетический принцип Чехова: настоящие люди болеют душой и от того, чего не увидишь и простым глазом. |
9, 187-188. |
Художники 60-70 годов XV века |
Открыли для европейского портрета нового времени композицию “в три четверти”. |
До этого были лишь профильные портреты: единичные, парные и входившие в более сложные ансамбли, в которые входили, кроме портретов, символические или геральдические изображения. Каждый профильный портрет, вольно или невольно, мыслился как часть, как боковая фигура, расположенная справа (как Адам у Божьего престола) или слева (как Ева) от невидимого центра, к которому обращены, предстоят профильные портреты. Наличие невидимого центра - отголосок средневековой соборности. Выход из профиля делает портрет по форме независимым от сюжетной картины, диптиха и триптиха (композиция портрета становится самостоятельной), а по содержанию это знаменует первый поворот к повышению внимания к индивидууму, к личности. |
60, 147. |
Антонелло да Мессина |
Открыл автопортретное положение глаз на портретах: боковой взгляд, словно брошенный на себя в зеркало. Это означало смену адресата: не всем будущим людям, а зрителю-современнику, который в портрете должен узнать себя (даже если там - не он) как в зеркале; узнать с целью самооценки, самопознания. |
До него “выход из профиля” был несинхронным: портрет - не профильный (голова и плечи в 3/4), но взгляд устремлен в сторону, мимо, словно он не может еще оторваться от объекта внимания, находящегося за пределами изображенного, в невидимом центре невидимого целого (этого остатка богопознавательной функции средневекового портрета). Если доренессансный портрет стремился увидеть в себе - другого (согласно средневековой концепции, весь земной мир представлял собой род зеркала, в котором, с меньшей или большей ясностью, отражался мир небесный, и все человеческие лица мыслились как “изображения божества”), то портрет Возрождения во всяком другом видел себя и только себя. |
60, 148. |
Микеланджело |
Открыл эмоциональный тембр и ассоциативные возможности материала (камня). |
До него господствовала традиция отшлифованности человеческого тела. А Микеланджело разгадал, что в скалистой фактуре камня заложены возможности создавать впечатления, подобные могучим силам природы. |
52, 123. |
Микеланджело |
Открыл для скульптуры пластическое осуществление отвлеченных идей (гнева, негодования, протеста, возмущения) - немирных и грандиозных - в качестве позитивно-эстетических. |
До него были осуществления или отвлеченных мирных идей - олицетворения мудрости, плодородия... или неграндиозных, немирных: страдание внезапной боли и гибели (“Раненный воин” Скопаса, сопротивление и отчаяние удушаемых змеями - “Лаокоон”). А Микеланджело выражал эмоции, возникшие от угрозы гибели гуманистических идеалов Возрождения под давлением рефеодализации республики Флоренции. |
52, 116. |
Леонардо да Винчи |
Открыл для живописи “сфумато”. |
До него господствовал контур и пластическое восприятие мира. У него же - постепенно развивается концепция единого восприятия предметов с тончайшим учетом воздушной среды, что в живописи выражается в более или менее пастозной манере письма (жирными, плотными мазками). |
52,125. |
Врубель |
Открыл монументальность для станковой картины. |
31, 286. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
Достоевский |
Открыл полифонический тип художественного мышления, полифонический роман. Множественность равноправных неслияных сознаний с их мирами сочетаются, сохраняя свою неслияность, в неразрывное единство разных голосов, поющих различно на одну тему. Авторское сознание, являясь прототипом какому-нибудь герою,- равноправно с сознаниями остальных героев. |
До него была лишь многоплановость монологическая: множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете авторского сознания. У него же в произведениях появляются герои, голоса которых построены так, как строится голос самого автора в романе обычного типа. Этот голос героя - не подчинен объектному образу героя как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Достоевский, говоря парадоксально, мыслил не мыслями, а точками зрения, сознаниями, голосами. Каждую мысль он стремился воспринять и сформулировать так, чтобы в ней выразился и зазвучал весь человек, тем самым в свернутом виде все его мировоззрение от альфы до омеги. |
5, 7-8.
5, 156. |
Сомов |
Открыл для живописи ретроспективизм - любование беспроблемной стороной прошлого с нотой иронии к нему. Все это - как бегство от мучительной действительности рубежа XIX и ХХ вв. |
До него история в исторической живописи была в первую очередь материалом, на котором ставились моральные, социальные или психологические проблемы, так или иначе связанные с современной действительностью. Еще ранее до этого была наивная идеализация старины, например, средневековья у немецких романтиков. Изображение исторических сцен у Сомова сводилось, в сущности, к созданию стильной декорации, специфической театральности. Зрителя не покидает ощущение, что воссоздано не само прошлое, а лишь его инсценировка, разыгранная актерами. |
31, 376, 378, 379. |
Саврасов |
Открыл для русской живописи национальный русский пейзаж, социально осмысленный: красота - в простоте, скромности, обыденности, повседневности печальной, но и не без жизнеутверждающего начала. |
До него в русском пейзаже господствовали романтические темы - эффектные итальянские или швейцарские виды, оторванные от жизни, от русской в первую очередь, да и вообще от жизни. Пейзаж Саврасова заставлял воспринимать природу как среду, в окружении которой происходит народная крестьянская жизнь. |
44 |
Сильвестр Щедрин |
Открыл для русской пейзажной живописи реализм: видел в итальянском пейзаже живую природу и живого человека в общении с ней. |
60, 321. | |
Петрарка |
Открыл для Нового времени форму сократического диалога. |
До него господствовала догматическая форма изложения и диалог, если и встречался, то представлял собой чисто дидактический прием. Сократический диалог давал возможность сопоставлять различные точки зрения, всесторонне рассматривать предмет, причем точка зрения автора далеко не всегда поддается безоговорочному отождествлению с позицией одного из участников диалога. Чаще всего она выражена в структуре рассуждения и может быть верно понята только при анализе сочинения в целом. |
30, 54. |
Шостакович |
Открыл новые образы зла, вызывающие резко отрицательную эмоционально-этическую оценку, но... совмещающиеся с положительной эстетической реакцией слушателя по отношению к самому художественному образу. |
До него образы злых сил были либо мрачными и величественными (образ рока, смерти), либо характерно-изобразительными и не очень масштабными, не претендующими ни на полное раскрытие одними лишь инструментальными средствами всего существа и всей меры отвратительного, мерзкого, ни на то, чтобы вызвать у слушателя именно этими средствами острое чувство гнева, протеста. Шостакович сумел совместить отрицательную эмоционально-этическую и положительную эстетическую реакцию впервые. |
42, 69. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
Шостакович |
Открыл для музыки возможности особой объемности, стереоскопичности. |
До него выражали непосредственную эмоцию, а у Шостаковича в эпизодах, воплощающих образы зла, само чувство ненависти к злу, само душевное состояние возмущенного человека непосредственно не выражено: сначала - эпизод злых сил, образ той реальности, которая вызывает эмоцию, а затем - непосредственное, авторское выражение этой эмоции, заражающее. |
42, 70. |
Альтдорфер и др. дунайские художники |
Открыли чистый пейзаж. |
До этого были единичные образцы пейзажных картин - исключения, Дюрер обращался к пейзажу, но тоже эпизодически. Большое место пейзаж занял там, где гуманистический идеал, превозносивший прекрасного человека, не привился органически из-за отдаленности художественных центров (Регенсбург, Пассау, Линц, Санкт Флорион, Зальцбург, Креме) от университетских городов и крупных издательских предприятий, из-за отсутствия возможности постоянного общения с гуманистически образованными людьми. И - главным стал не человек, а прекрасный мир, иногда поэтически утонченный, чаще драматически грандиозный, живущий своей таинственной жизнью. Мир, в котором растворился бог® пантеизм® чистый пейзаж. |
37, 134, 203. |
Мангеймцы, Гайдн и сыновья Баха. |
Открыли сонатно-симфоническое аллегро в типичном его облике и сонатно-симфонический цикл. |
До этого господствовал монотематизм с большим удельным весом принципа тождества (вариации в некотором смысле одного и того же, каноны, фуги). Здесь же - форма по принципу сокрушения противоположностей и конфликта - порождение нового, критического мировоззрения, шедшего к победе класса буржуазии. |
3, 134,144. |
Бетховен |
Открыл диалектику сонатности, обострил функциональную обусловленность элементов становления сонаты-симфонии до высшей степени выразительности. |
До этого были “комнатные” интимные сонаты стиля рококо и пленэрный “деревенский и сельский” симфонизм Гайдна. Симфонии же Бетховена, современника Гегеля, автора алгебры революции - диалектики, - выражение динамики мироощущения победившего класса. |
3, 145. |
Шуберт |
Открыл романтическую сонату |
До него был Бетховен: культура театра и ораторской трибуны, проповедь, драматургия народного трибуна - классическая соната. Здесь же - песенность, непосредственное заражение личным переживанием, здесь - лирическое волнение, психоанализ, искреннее высказывание. |
3, 146. |
Вебер |
Открыл виртуозную, концертную, салонную сонату. |
До него - тоже Бетховен: проповедническая пламенная риторика. Здесь - лирика приятной беседы, изящной речи. Там - ристалище идей и характеров. Здесь - игра образами. Там - страстное чувство природы и любви. Здесь - кокетство, орнаментальность, щегольство виртуозной стороной. |
|
Сезанн |
Открыл эффект с медленно и закономерно проявляющимся пространством. |
Вообще-то картину видно всю сразу, глаз может скользить сверху вниз, но видит и то, что слева направо. А все-таки кое-что лезет в глаза: теплые тона воспринимаются быстрее, и если композиционно в цветовом отношении запутать, то распутывание можно организовать постепенно. |
24, 153. |
Пушкин |
Открыл народ в качестве героя. |
Это был целый переворот в искусстве и в общественном мышлении. До Пушкина никто этого не делал ни в России, ни в Западной Европе, даже Вальтер Скотт, даже модой Гете. |
14, 15. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
Пушкин |
Открыл закон движения характера, эволюции героя от объективных обстоятельств его бытия. |
В основном течении мировой литературы этот закон не был известен до Пушкина и не мог быть доступен литературе, не дошедшей еще до принципов зрелого реализма. Уклонение от этого положения иллюзорны; так, например, внешняя эволюция Макбета не есть развитие, обусловленное воздействием объективных фактов действительности, а есть образное раскрытие и постепенное осуществление сил, изначально заложенных в душе (характере) Макбета... Ведь тематическое расположение лирики классицизма - это либо рядоположение, либо дедуктивно-логическое сцепление тем; романтик не развивает тему, а длит и углубляет ее как нарастание все той же мелодии... Движение лирической темы у Пушкина - это реальное движение внутреннего облика лирического героя, не только изменение его мгновенного состояния, но линия изменения его жизненной позиции,- если не рассказ об его эволюции, то довольно явственное указание направления этой эволюции. |
14, 242-243. |
Шенберг |
Открыл для музыкального искусства показ внутреннего мира человека через образы бреда, безумия, слепых блуждающих инстинктов. |
Герой не столько переживает боль сознательной утраты, сколько находится во власти обуздавших его “зловещих сил”. Не разум (как ранее бывало), а темные инстинкты определяют его отношение к жизни. |
71, 124. |
Горький |
Открыл эпоху своеобразной “поэтической” прозы. |
До этого, к концу XIX века, русская литература достигла своего рода крайней прозаизации. Поэзия как бы вовсе перестала существовать, а прозаическая речь Чехова словно начисто освободилась от поэтических элементов. Чехов склонен считать тропы вообще чем-то противоречащим подлинной художественности речи. Он пишет, что выражения “море дышит, небо глядит, степь нежится, природа шепчет, грустит и т. п.” лишь вносят неясность и останавливают внимание именно потому, что не сразу понятно, о чем идет речь, а настоящая “красочность и выразительность в описаниях природы достигается только простотой, такими простыми фразами, как “зашло солнце”, “стало темно”, “пошел дождь” и т. д.” А Горький: “...Все хотят возбуждающего, яркого...” Поэтическая проза тяготеет к употреблению социального языка - редких слов (диалектизмов, варваризмов), системы тропов, сложных, необычайных синтаксических конструкций, фонетической инструментовки, нередко даже отчетливого ритмического построения. |
33, 395-396. |
Виоле ле Дюка |
Открыл для Новейшего времени готический каркасный принцип строительства. |
В своих проектах так называемой “пневматической архитектуры” попытался соединить “жюль-верновскую” технику и готический каркасный принцип строительства |
62, 243. |
Джозеф Пакстон |
Открыл для Новейшего времени принцип транспарантности в архитектуре. |
Принцип, предвосхищенный готикой: архитектура, сотканная из света и сияния. |
62, 243. |
Мис ван дер Род |
Открыл для Новейшего времени соединение каркасности с транспарантностью (в небоскребе Сингрем). |
Уходящая в небо сверхрациональная каркасная конструкция + чудеса светящихся стен. В итоге - зрительная невесомость гигантского и как бы монолитного сооружения. |
60, 243. |
Корбюзье, Сааринен |
Открыли для Новейшего времени пещерные пространственные эффекты (церковь в Рошане, аэропорт им. Кеннеди) |
60, 243. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано | ||||
Решетников |
Открыл для русской литературы народный роман, где центральными героями стали новые характеры крестьян: деятельные, энергичные, духовно изменяющиеся (вершинным достижением этого в ХХ веке стал “Тихий Дон”). |
Он первый показал, что русская простонародная жизнь дает достаточно материала для романа, тогда как прочие беллетристы никак не могли выбиться далее коротких и малосодержательных рассказов. Во второй половине 1860-х годов под воздействием процесса освобождения личности в народной среде стала осознаваться исчерпанность одностороннего социально-критического (как в рассказах) подхода к народной жизни. |
57, 20. | ||||
Аввакум |
Открыл для русской литературы безграничную ценность индивидуального бытия и сознания. |
33, 230. | |||||
Поль Клодель |
Открыл для еврпоцентристской культуры музыкальную драму, подобную театру Востока, Китая, Японии: истинным актером становится музыка. Постоянный аккомпанемент вскрывает глубокое символическое зерно драмы. |
53, 186. | |||||
Поль Клодель |
Открыл мимодраму. |
53, 186. | |||||
Барро, Клодель |
Открыли полифонический театр: с музыкой, танцем, пантомимой и кино. |
53,186. | |||||
Антонин Арто |
Открыл магический театр, порывающий с психологией, с показом знакомого и ежедневного ради того, чтоб потрясти зрителя, втянуть в действие, за пределы мира людей, вещей и их отношений, приводя - с упором на метасловесные средства - к тайне более глубокой, нежели тайна души. |
Нас со времен Возрождения приучили к театру исключительно описывающему, рассказывающему о психологии. Все это теперь лишь указывает, что все, что доколе считалось жизнью - безумно. А нужен протест против обесчеловечивания в индустриальном обществе - нарушением механизированных взаимосвязей вещей и людей - разрушением границы между объектом и субъектом, между человеком и неодушевленным миром, выпячивая мир ужаса вязью жестов, звуков, музыкой, пространственным языком и меньше всего - простыми словами, текстом. |
53, 187-188. | ||||
Томас С. Элиот |
Открыл поэтическую драму, где стихотворный язык - это выражение музыкальной и сценической идеи “таинственной реальности”. |
До него было причинно-следственное понимание событийной цепи, рациональное понимание произведения, реалистический анализ действительности в связи ее с историей - теперь - смена интуитивных состояний через аналогию и контраст. |
53, 189. | ||||
Петрарка |
Открыл богатство и сложность душевного мира отдельного человека, бесконечную глубину доступных ему переживаний. |
До него земная любовь сублимируется в любовь к высшей мудрости (что менее и глубоко и сложно) . |
56, 197. | ||||
Петрарка, Боккаччо |
Открыли, что античный мир обладал духовными богатствами, более ценными, чем Средние века. |
56, 197. | |||||
- “ - |
Открыли языческий противовес христианству - идейную опору для утверждения принципа жизнелюбия. |
53, 197. | |||||
- “ - |
Открыли стиль для нового мировоззрения жизнелюбия: хитроумно-витиеватый (в “Декамероне”), риторически-изощренный (в лирике Петрарки). |
53, 198. | |||||
Саннадзаро |
Открыл пасторальный роман (действие происходит в вымышленном возвышенном мире). |
53, 201. | |||||
Ариосто |
Открыл новый тип универсализма. |
Данте - судил, Боккаччо - показывал, предоставляя судить читателю, Ариосто - восторженно поклоняется всему, что есть в жизни. |
53, 202. |
КТО ОТКРЫЛ |
ЧТО ОТКРЫЛ |
ПОДРОБНЕЕ и КАК БЫЛО ДО ОТКРЫТИЯ |
выписано |
Рабле |
Открыл для среднего жанра объединение образами героев, действующих на всем протяжении новеллических по природе эпизодов. |
До этого такое объединение было в высоком жанре: в эпосе. |
53, 205. |
Финто, Сперони |
Открыли жанр кровавой трагедии (с изощренными ужасами, безмерно чудовищными страстями). |
53, 208. |
Прево |
Открыл воссоздание реальной жизни, саморазвивающееся движение повествования. |
До него (даже до Шекспира) было искусное изображение. И лишь после него появились свидетельства (Гете, Пушкина, Флобера, Толстого), что писатель заранее “не знал” итогов развития и решающих действий своих героев (Вертера, Татьяны, Эммы Бовари, Анны Карениной, Оленина). А до Прево герои не могли “сами по себе” совершить или почувствовать нечто совершенно “неожиданное”, например, у Шекспира и Корнеля были готовые фабулы. |
33, 322-323. |
Толстой |
Открыл метод художественного отражения законов истории, “роевого” поведения. |
Для разгадки истории не годились старые романные отношения и шаблоны: случайные встречи, совпадения, добрые советчики, смерти, происходящие во время. В старых романах герои расходились и снова встречались. Теперь единство произведения состояло не в том, что в нем говорилось об одних и тех же людях, а в том, что показывая судьбы то одних, то других людей, войны, пожары, восстановления городов, автор имел одну цель: понять отношение любой человеческой судьбы к общей истории народов и связывал все своим пониманием жизни. Например, декабристским пониманием характера 1812 года: стихийность и народность. |
70, 399; 423; 400. |
Тургенев |
Открыл крестьянскую тему для русской литературы. |
Люди труда - крестьяне, которые прежде показывались на втором плане, почти как часть пейзажа, входят теперь как основные герои и их судьбы сопоставляются (“Записки охотника”). Охотник почти не показан. Ермолай, который его сопровождает, описан гораздо больше. |
70, 423. |
Жуковский |
Открыл для русской литературы глубинную суть романтизма: культ свободной личности, Культ индивидуализма и субъективизма. |
В поэзии романтизм складывался в России задолго до Жуковского, но он и только он, с такой полнотой, силой и глубиной выразил в русских стихах его суть. Романтизм - это вовсе не фонетика, не сказочность, не мечта. Это все относительно внешние признаки. Романтизм - стиль, увидевший мир через восприятие индивидуальности. |
15, 82. |
А. Иванов |
Открыл внедрение мыслительного элемента в структуру художественной формы. |
До этого распространилось искусство, делающее зрителя рабом, жертвой впечатления, эффекта (Брюллов. “Последний день Помпеи”. Бруни. “Медный змий”). |
62, 144. |
Хлебников |
Открыл время как главную тему поэзии и революцию слова как форму выражения этой темы. |
До него страстное неприятие окружающего мира, буржуазной культуры и цивилизации, радикальное отрицание порядков современного мира выражалось в символистском залете в сверхбудущее. А Хлебников - интуитивно предвидел скорое наступление нового времени. А то, что можно резко менять поэту-будетлянину уже сейчас - это язык. |
54, 8-9. |
Фильдинг |
Открыл для английского романа свободу изложения. |
До того в английском романе были претензии на документальную “подлинность” повествования в мемуарно-биографических и эпистолярных произведениях Дефо и Ричардсона. |
22, 234. |
Каунас. 1968 - 1988 гг.
Литература 1 - Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 19 65.2 - Артамонова С. Стендаль и его итальянские хроники. В кн: Стендаль. Итальянские хроники. 3 - Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. М., 1871. 4 - Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. Л.-М., 1966. 5 - Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 6 - Благой Д. Д. От “Евгения Онегина” к “Герою нашего времени”. В кн: Проблемы романтизма. М., 1967. 7 - Бэлза. Исторические проблемы романтизма и музыки. М., 1985. 8 - Велехова. Отказываюсь принять гибель человека. В Литературной газете №8, 1 969.9 - Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971. 10 - Виппер. Два шедевра французской прозы XVIII в. В кн: Прево. Шодерло де Локло. БВЛ. М., 1967. 11 - Вопросы эстетики №9. 1978. 12 - Гинзбург С. Очерки теории кино. М., 1974. 13 - Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.-Л., 1966. 14 - Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. 15 - Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. 16 - Давыдов. Искусство и элита. М., 1966. 17 - Дефо. Приключения Робинзона Крузо. БВЛ. М., 1974. 18 - Дмитриева Н. А. Врубель. В кн: История русского искусства. М., 1968. Т. 10. 19 - Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М., 1962. 20 - Днепров В. Д. Литература и нравственный опыт человека. Л. 1970. 21 - Достоевский Ф. М. Подросток. Собр. соч. М., 1957. Т.8. 22 - Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966. 23- Завадская Т. Ф. Искусство чтения в художественном развитии подростка. М., 1968. 24 - Западноевропейское искусство во второй половине XIX в. М., 1975. 25 - Затонский Д. В. Европейский реализм XIX в. К., 1984. 26 - Иностранная литература №3, 1965. 27 - Ион Э. Введение в эстетику. М., 1964. 28 - Иоскевич Я. Б. Борьба идеологий в мировом киноискусстве. Л., 1971. 29 - Искусство нравственное и безнравственное. М., 1969. 30 - История диалектики XIV-XVIII вв. М., 1974. 31 - История русского искусства XIX-XX в. М., 1968. 32 - Кешелава В. В. Гуманизм действительный и мнимый. М., 1973. 33 - Кожинов В. Происхождение романа. М., 1963. 34 - Контекст · 1974. М., 1975.35 - Кузнецов Б. Г. Философия оптимизма. М.,1972. 36 - Ландесман П., Согомонов Ю.. Спор с пессимизмом. М.,1971. 37 - Либман М. Я. Дюрер и его эпоха. М., 1972. 38 - Литературная газета. 39 - Луначарский А. В. В мире музыки. М., 1971. 40 - Луначарский А. В. Об изобразительном искусстве. М.,1967. |
41 - Луначарский А. В. Собрание сочинений: Литература. Критика. Эстетика: В 8-ми т. М.,1964. Т. 4. 42 - Мазель Л. А. В кн: Д. Шостакович. 43 - Мазель Л. А., Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. М., 1967. 44 - Мальцева. Саврасов. В альб. Саврасов. 1956. 45 - Мейен Е. Рапсодия. М., 1960. 46 - Микоян С. Слово о человеке. 47 - Натев А.. Искусство и общество. М., 1966. 48 - Недошивин Г. А.. Беседы о живописи. М., 1964. 49 - Новый мир №6,1968. 50 - Оперные либретто. Т.2. Зарубежная опера. М., 1972.51 - Плеханов. Литература и эстетика. М., 1958. 52 - Пиралишвили О. Теоретические проблемы искусства. Проблемы “Non-Finito”. Тбилиси, 1973. 53 - Поляков М. Я. В мире идей и образов. М., 1983. 54 - Поляков М. Я. В кн.: Хлебников. Творения. М., 1986. 55 - Португалов К. П. Серьезная музыка в школе. М., 1974. 56 - Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966. 57 - Салтыков-Щедрин. Литературная критика. М., 1982. 58 - Сельвинский И. Образы, способные подняться на крыльях. В Литературной газете №44. 1974. 59 - Словарь литературоведческих терминов. М., 1974. 60 - Советское искусствознание ‘74. М., 1975. 61 - Советское искусствознание ‘77. Ч. 2. М., 1978. 62 - Советское искусствознание ‘79. Ч. 1. М., 1980. 63 - Советское искусствознание ‘79. Ч. 2. М., 1980. 64 - Советское искусствознание 22. М., 1987. 65 - Сучков Б. Л. Исторические судьбы реализма. М., 1967. 66 - Сучков Б. Л.. Кнут Гамсун. В кн.: Гамсун. Избранные сочинения: В 2-х т. М., 1970. Т. 1. 67 - Тилес Б. Я. Дирижер в оперном театре. Л., 1970. 68 - Фрейлих С. И. Чувство экрана. М., 1972. 69 - Хлодовский. О жизни Боккаччо. В кн.: Боккаччо. Декамерон. БВЛ. М., 1970. 70 - Шкловский В. Лев Толстой. 1963. 71 - Экспрессионизм. М., 1966. |
Соломон Исаакович Воложин
КАК Я НАУЧИЛСЯ ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО
Ответственный за выпуск
Штекель Л. И.
Н/К
Сдано в набор 09.01.2000г. Подписано к печати 25.02.2000 г.,
формат 148х210. Бумага офсетная. Тираж 30 экз.
Издательский центр ООО “Студия “Негоциант”
270014, Украина, г. Одесса-14, 5
Конец четвертой и последней интернет-части книги “Как я научился понимать искусство”
К списку литературы | К первой интернет- части книги |
Ко второй интернет- части книги |
К третьей интернет- части книги |
На главную страницу сайта |
||||||
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |
Отклики в интернете |