Фридрих. Крест в горах. Прикладной смысл.

С. Воложин

Фридрих. Крест в горах.

Прикладной смысл.

Антинаполеоновский шведско-германский патриотизм.

 

Каспар Давид Фридрих и анекдот

Книгу о картинах Чюрлёниса я писал 13 лет (правда, много вещей описаны). А теперь я книг не пишу. И у меня кардинально изменилась стратегия писания. Иногда мне надо поймать могущую ускользнуть четверть мысли. Этим я объясняю неосторожность в применении репродукции картины Фридриха “Крест в горах” (1808) для статьи (см. тут). – Я взял из интернета очень тёмную репродукцию, и почуял, что там гранитная скала светится сама по себе. Она взята в контражуре на фоне зашедшего за скалу солнца, и скала в таком изображении светиться б не должна. А Фридриху плевать. И я почуял. А взял я ту, что сегодня стоит во втором ряду в центре. И на другие не смотрел. Гнался…

Не знаю почему (может, её не было, 5 лет прошло) я не читал переводную Википедию об этой картине.

Тут я перескочу…

Я кончил школу (67 лет назад), не зная, что есть два романтизма: гражданский и психологический. (Названия условны. Первое в интересах авторитаризма – грубо говоря – теперь замалчивается как гражданский: он революционный, антинаполеоновский, в России переходящий в декабристский. Второй в СССР иногда называли реакционным, в пику революционному, и теперь тоже об этом помалкивают.) Мировая скорбь, демонический герой, мистика, как образ бессилия личности перед бесконечно более сильной и злой действительностью, заставляющей бежать личность в свой прекрасный внутренний мир из внешнего – это про второй. И Фридриха относили ко второму. И этот “Крест в горах” – тёмная ж картина – относили ко второму. И тогда драматизм в небе был к месту. И допустимо пейзаж назвать полным "мистической атмосферы” (https://zen.yandex.ru/media/r_grani/takoe-raznoe-nebo-kartiny-hudojnikov-62e4060aba32e636fefc733d?&).

А я вдруг свечение скалы увидел…

Мало того, я теперь прочёл в переводной Википедии, что это имеет глубокий смысл, относящий картину к гражданскому романтизму.

Картина, во-первых, есть часть алтаря.

А Наполеон верил не в Бога, а в фортуну.

Далее.

"Исследование, проведенное в 1977 году… показало, что Фридрих задумал картину еще до заказа и что он намеревался посвятить ее королю Швеции Густаву IV Адольфу (что стало спорным, когда король был свергнут в конце 1808 года). Тун-Гогенштейнам стало известно об этих деталях к августу 1808 года. Мать графини возражала как против цены, так и против формата произведения искусства, заявив, что оно никогда не будет использовано в семейной часовне или где-либо еще в замке. В конце концов они купили его, но он был повешен в спальне графини. Фридрих хотел навестить семью, чтобы увидеть свой алтарь на месте, не зная о его фактическом местонахождении. Его покровители обескуражили его, солгав о своих планах относительно местонахождения картины или ее текущего местонахождения. Тем не менее, в замке Тетшен с 1809 по 1921 год находился алтарный образ.

Желание Фридриха посвятить картину шведскому королю Густаву IV Адольфу усложняет не только историю заказа, но и интерпретацию картины. Фридрих был родом из города Грайфсвальд, области, которая находилась под властью Швеции со времен Вестфальского мира в 1648 году, закончившегося вторжением Наполеона в 1806 году. Для такого антифранцузски настроенного немецкого патриота, как Фридрих, вторжение Наполеона вызвало чувства немецкого и романтического национализма. Густав IV Адольф подтвердил свое признание Германии, заявив: "Пусть я еще увижу день, когда я увижу Германию, как мою вторую родину, восстановленной в том положении, на которое ее уважаемая нация и слава веков дают ей неоспоримое право". Король также был набожным человеком, на которого оказала влияние Моравская церковь, протестантская деноминация, которая стремилась к "радикальной внутренней преданности "... вера была "не в мыслях и не в голове, а в сердце, свет, зажженный в сердце". Картина Фридриха отразила это чувство, и она содержит то, что можно интерпретировать как один из символов Густава IV, полуночное солнце. По словам Норберта Вольфа, Тетшенский алтарь был "таким образом, в первую очередь не алтарем, а предметом политической пропаганды... [принимая] освободительную идеологию шведской монархии"” (Википедия).

Учитывая это, "свет, зажженный в сердце”, это антифранцузский замысел сознания Фридриха, выраженный всякими тайными свечениями: невидимого солнца и самого самосвечения скалы. Явное свечение предутренних облаков при этом имеет мало значения.

То есть, хоть облака и небо играют большую роль в психологическом романизме, но не в данном случае, в случае романтизма гражданского.

Самое катастрофическое – что приходится отнести картину к прикладному искусству (приложена к задаче усиления патриотического переживания), к искусству второго сорта. Какими и были большинство произведений гражданского романтизма.

Эстетическую ценность оно сохраняет. Данный сознанием замысел берёт в работу то подсознание, которое не подсознательный идеал, и обеспечивает тысячи мелочей, работающих на замысел. До чего ремесленник или приспособленец без таланта не дошёл бы.

Например, точка зрения – как с какого-то дрона, с высоты, равной высоте изображаемой скалы, что выражено мельчайшими деталями еловых веток и абсолютной параллельностью елей друг другу. Это – образ победы в поражении. Побеждённый равен по росту победителю, и ещё посмотрим, что будет завтра.

То есть своя, какая-никакая невербальная глубина есть и в произведении прикладного искусства.

А вот применение "мистической атмосферы” создаёт лжеглубину.

Обидно что? – Все мы имеем подсознание, которое улавливает, что нам шлёт подсознание художника (например, точка зрения в этой картине хочет внушить оптимизм для будущей борьбы {через 5 лет Наполеон был таки изгнан из Германии}). А ложь, - пусть и невольная, от собственной слабости в постижении, пусть это просто повторение шаблона о наличии "мистической атмосферы” у романтиков, - калечит чутьё читателя. И в этом – вред: нельзя списывать слова из интернета.

8 августа 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/YvE4qOoEdQd93frs

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)