Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Фридрих. Крест в горах.

Павлова. 10 ноября 1840.

Чалеев. Ангара ниже по течению от Падунской быстрины.

Художественный смысл.

Вопреки – таков пафос всех романтиков.

 

Странное.

Это странно, если я не обманываю себя.

Свечение гранита в картине Фридриха (а я его вижу, свечение)

Фридрих. Крест в горах. 1808.

я связываю с таким стихотворением Каролины Павловой:

10 ноября 1840

 

Среди забот и в людной той пустыне,

Свои мечты покинув и меня,

Успел ли ты былое вспомнить ныне?

Заветного ты не забыл ли дня?

Подумал ли, скажи, ты ныне снова,

Что с верою я детской, в оный час,

Из рук твоих свой жребий взять готова,

Тебе навек без страха обреклась?

Что свят тот миг пред божьим провиденьем,

Когда душа, глубоко полюбя,

С невольным скажет убежденьем

Душе чужой: я верую в тебя!

Что этот луч, ниспосланный из рая,-

Какой судьба дорогой ни веди,-

Как в камне искра спит живая,

В остылой будет спать груди;

Что не погубит горя бремя

В ней этой тайны неземной;

Что не истлеет это семя

И расцветет в стране другой.

Ты вспомнил ли, как я, при шуме бала,

Безмолвно назвалась твоей?

Как больно сердце задрожало,

Как гордо вспыхнул огнь очей?

Взносясь над всей тревогой света,

В тебе, хоть жизнь свое взяла,

Осталась ли минута эта

Средь измененного цела?

1840

"Примечания:

Воспоминания о 10 ноября 1827 г., когда А. Мицкевич сделал предложение Каролине Яниш, и она стала считать себя невестой польского поэта” (http://rupoem.ru/pavlova/all.aspx).

Наверно, из-за слов: "Как в камне искра спит живая”.

И мне кажется, что это – риторический вопрос. Ибо – да, живая. Достаточно ударить кресалом о гранит, и…

Распятая Наполеоном Германия и вышедшая замуж за другого Каролина, брошенная Мицкевичем… Победа в поражении… – Как сказочно красив внутренний мир, и какое ничто по сравнению с ним – жизнь.

Смешно. Фридрих мне открыл, почему я так, а не иначе рисовал Падунский порог в школе на уроках. Там, в Сибири, строили Братскую ГЭС, а я знал, что могу только мечтать туда уехать, ибо слаб-с, весь погружённый в быт (не оставишь же больную мать…). – Я рисовал почти такую же скалу со стройными елями на ней.

Ангара ниже по течению от Падунской быстрины.

Гравюра Тэйлора по рисунку Чалеева.

Мой рисунок не сохранился. И был экспрессивнее. Перспектива ещё более лягушачья. А ели вопреки перспективе не сходились вершинами, а расходились.

Однако я смотрю на Чалеевский рисунок и удивляюсь. Я-то, рисуя, подсознательно, наверно, считал, что ели на таких скалах не растут. Рисовал вопреки. А, смотрю, нет – растут-таки. На то Чалеев и эпический художник, а не романтический (это, наверно, XIX век; про народ-богатырь поётся). А раз растут ели на гранитных скалах, то в этом отношении ничего мне Фридрих не открыл, но расходящимися вершинами я с ним совпал.

Вопреки – таков пафос всех романтиков.

22 июля 2017 г.

Натания. Израиль.

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@narod.ru)