С. Воложин
Фатеев. Цикл “Заратустра”. Музыка сфер.
Художественный смысл.
Графический символизм. |
Вообще отпад
Как дальнейшее можно писать, я не понимаю. Но оно логично! И я это напишу.
Всё началось со смотрения на такую вот репродукцию.
Фатеев. Выше звезд. Из цикла “Заратустра”. 1915.
Меня зацепило это Заратустра. Женщину я счёл старухой. И взял и спросил поисковик: “Ницше Так говорил Заратустра старуха”. И мне выдало страницу со старухой. Её надо всю процитировать:
"О СТАРЫХ И МОЛОДЫХ ЖЕНЩИНАХ
Отчего крадешься ты так робко в сумерках, о Заратустра? И что прячешь ты бережно под своим плащом?
Не сокровище ли, подаренное тебе? Или новорожденное дитя твое? Или теперь ты сам идешь по пути воров, ты, друг злых?" –
– Поистине, брат мой! – отвечал Заратустра. – Это – сокровище, подаренное мне: это маленькая истина, что несу я.
Но она беспокойна, как малое дитя; и если бы я не зажимал ей рта, она кричала бы во все горло.
Когда сегодня я шел один своею дорогой, в час, когда солнце садится [желтоватый кругляш, что есть на картине, уверил меня, что именно это место иллюстрировал художник], мне повстречалась старушка и так говорила к душе моей:
"О многом уже говорил Заратустра даже нам, женщинам, но никогда не говорил он нам о женщине".
И я возразил ей: "О женщине надо говорить только мужчинам".
"И мне также ты можешь говорить о женщине, – сказала она, – я достаточно стара, чтобы тотчас все позабыть".
И я внял просьбе старушки и так говорил ей:
Все в женщине – загадка, и все в женщине имеет одну разгадку: она называется беременностью.
Мужчина для женщины средство; целью бывает всегда ребенок. Но что же женщина для мужчины?
Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки.
Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина – для отдохновения воина; все остальное – глупость.
Слишком сладких плодов не любит воин. Поэтому любит он женщину; в самой сладкой женщине есть еще горькое.
Лучше мужчины понимает женщина детей, но мужчина больше ребенок, чем женщина.
В настоящем мужчине сокрыто дитя, которое хочет играть. Ну-ка, женщины, найдите дитя в мужчине!
Пусть женщина будет игрушкой, чистой и лучистой, как алмаз, сияющей добродетелями еще не существующего мира.
Пусть луч звезды сияет в вашей любви! Пусть вашей надеждой будет: "о, если бы мне родить сверхчеловека!"
Пусть в вашей любви будет храбрость! Своею любовью должны вы наступать на того, кто внушает вам страх.
Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще женщина мало понимает в чести. Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем быть любимой, и никогда не быть второй.
Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены.
Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина еще дурна.
Кого ненавидит женщина больше всего? – Так говорило железо магниту: "я ненавижу тебя больше всего, потому что ты притягиваешь, но недостаточно силен, чтобы перетянуть к себе".
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
"Смотри, теперь только стал мир совершенен!" – так думает каждая женщина, когда она повинуется от всей любви.
И повиноваться должна женщина, и найти глубину к своей поверхности. Поверхность – душа женщины, подвижная, бурливая пленка на мелкой воде.
Но душа мужчины глубока, ее бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но не понимает ее. –
Тогда возразила мне старушка: "Много любезного сказал Заратустра, и особенно для тех, кто достаточно молод для этого.
Странно, Заратустра знает мало женщин, и, однако, он прав относительно их. Не потому ли это происходит, что у женщины нет ничего невозможного?
А теперь в благодарность прими маленькую истину! Я достаточно стара для нее!
Заверни ее хорошенько и зажми ей рот: иначе она будет кричать во все горло, эта маленькая истина".
"Дай мне, женщина, твою маленькую истину!" – сказал я. И так говорила старушка:
"Ты идешь к женщинам? Не забудь плетку!" –
Так говорил Заратустра.
И меня вдруг озарило… Не знаю, согласитесь ли вы… Впечатление ужасного Этого мира, повязанного ненавистной причинностью и законами. Притчевый стиль, как в Библии ненавидимого для Ницше христианства. Ритмизированная проза.
Так говорил Заратустра: / | - - / | - - / | - |
Ты идёшь к женщинам? Не забудь плётку: / | - / | / - - | / - - | / -
Дай мне, женщина твою: / | - / | - / | - / |
маленькую истину: / | - / | - / | - / |
Отчего крадешься ты так робко в сумерках, о Заратустра? / | - / | - / | - - / | - /| - /| - /| - /| -
Это ж – кандалы для свободного мыслеизложения.
Это ж похоже на недоницшеанство (см. тут). Ненавистное. Приземлённое. На свою сверхпользу заточенное. Это ж всё – путь к сверхвзрыву, взрыву такой силы, что вышвырнет тебя вон вообще из Этого мира в метафизическое иномирие.
А Фатеев, не найдя иного способа сказать Этому несвободном миру “фэ” (бледнопись у него от неуверенности в своей собственной правоте), - Фатеев берёт и иллюстрирует “фэ” Ницше зачёркиванием слева направо и сверху вниз.
Во такой кандибобер…
И я телепаю, что его вдохновило. Не буквально, но оно носилось в воздухе.
За два года до того Ленин написал такие слова: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно” (http://leninvi.com/t23/p043). Большевики создавали впечатление, что они точно знают, какое и как построить лучшее будущее. Фатеев как бы предчувствовал тоталитаризм и содрогался.
В то же время революции в физике, одна за другой, намекали на прямо противоположное видение мироустройства. Специальная (1905) и общая (1915) теория относительности, ядерная структура атома (1911), волновая природа рентгеновских лучей (1912), квантовая теорию атома водорода (1913), квантованные уровни энергии в атоме (1914). В макромире этому аналог был в свободе воли. Но – очень смутно. – Отсюда бледнопись.
Есть у Ницше в книге и проблески позитивные.
Вот он проповедовал-проповедовал высшим людям (а те не высшие – см. выше) и скис.
"Говоря эти речи, Заратустра стоял около входа в пещеру; а с последними словами ускользнул от гостей своих и выбежал ненадолго на свежий воздух.
"О чистые запахи вокруг меня, – воскликнул он, – о блаженная тишина, меня окружающая! Но где же звери мои? Ко мне, мой орел и змея моя!
Скажите мне, звери: быть может, дурной запах исходит от этих высших, когда они собираются все вместе? О чистые запахи вокруг меня! Лишь теперь понимаю и чувствую я, как люблю вас, звери мои!".
И снова Заратустра повторил: "Я люблю вас, звери мои!". И когда говорил он слова эти, змея и орел приблизились к нему, подняв на него взоры. Так стояли они тихо втроем, вдыхая в себя чистый воздух и упиваясь им. Ибо здесь он был лучше, чем у высших людей”.
И вышел от них на воздух. И позвал змею и орла. И ему немного полегчало после них, тоталитаристов (в них "злой дух”). Может, и ритмизированность здесь слабее?
И снова Заратустра повторил: - / | - /| - /| - / | - / |
Я люблю вас, звери мои: - - / | - / | - - / |
Не шибко… – Придётся проглотить.
И тогда зачёркивать Фатееву не надо изображение этой сцены, и можно позитивные краски подобрать для такой минуты.
Научные революции в физике как-то до Фатеева докатились как альтернатива Порядка (с негативными ассоциациями от Порядка, судя по Этому миру). И это толкнуло на некое повторение мечтательного символизма границы 19 и 20 веков. Только то был какой-то облачный, тающий, что ли (из-за неясности, что ж это за будущее),
Чюрлёнис. Сотворение мира V. 1906.
а этот какой-то графический, с линиями.
Фатеев. Музыка сфер. 1929. Бумага, темпера.
В общем, понятно, что это – антисоветским настроением рождённое искусство. И понятно, почему организация этих художников была разогнана.
11 августа 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликованро по адресу
https://dzen.ru/a/YvVWWan-MhibNIwV
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |