Эйзенштейн. Броненосец Потёмкин. Прикладной смысл.

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин.

Эйзенштейн. Броненосец Потёмкин.

Прикладной смысл.

Внушить революционность в период её ослабления в НЭП.

 

Формалист Эйзенштейн

Я (вечно я, я и я!) сортировщик явлений. С этого, говорят, наука когда-то началась.

И было время, когда я прикладному искусству противопоставлял идеологическое. А потом понял, что и оно – прикладное: усиливает в общем-то знаемое, а не выражает подсознательный идеал.

Так если самые неосознаваемо глубокие конструктивисты (Родченко, Иогансон, Медунецкий – см. тут, Татлин – см. тут) подсознательным идеалом имели бесконфликтный централизованный коммунизм, а менее глубокие превратили его в прикладное искусство (усиливали ЧЕМ выразить что: ГЕОМЕТРИЗМОМ – аскетичность {в пику комфорту буржуев})…

То Эйзенштейн, поверхностный художник, не имеющий подсознательного идеала, конструктивизм сразу (минуя стадию глубины) применил противоположно: усиливал ЧТО в выражении того чем:

"…приоритет “смыслового задания” перед реальной “деталью”…

…с точной установкой на определенный конечный тематический эффект.

…от отдельных явлений его внимание постоянно смещается к общим закономерностям…

… оно показывало бы „как“ к нему относится автор и как автор желает, чтобы зрители воспринимали, ощущали и чувствовали то, что он изображает…

Вещь для Эйзенштейна лишь элемент определенного “порядка вещей”, в каждом случае определяемого заново в соответствии с авторской установкой” (Кукуй).

Внушатель заранее знаемого! Ещё чуть – и произведение станет околоискусством.

Вот, казалось бы, монтаж… Рождение третьего из двух противочувствий… То, что применяется при выражении подсознательного идеала…

А на самом деле это самообман у самого Эйзенштейна. На самом деле (первые миги “Броненосца “Потёмкин””):

"…частота смены монтажа действует на подсознание зрителя. Чем чаще монтаж – тем напряжённее предмет внушения. Минуя сознание.

Длительность первого куска (с борта одного корабля виден соседний) – 2 секунды; второго (поднимающийся по лестнице матрос) – 4 секунды; третьего (спорят поднявшийся и подошедший к нему сбоку другой) – 2 секунды. – Лихорадка ж.” (http://art-otkrytie.narod.ru/eizenshtein.htm).

Выражается недовольство настоящим. Революционность. О которой велено было напомнить по случаю 20-летия революции 1905 года в НЭП, при отступлении революционности. – Революционность! Почему и называют киноведы на Западе монтаж русским, а “Броненосец Потёмкин” – лучшим фильмом всех времён и народов. Тогда как он чуть ли не в околоискусство тянет из-за иллюстративности.

Разве что… Ну не сознанием же Эйзенштейн дошёл до бешеной частоты монтажа?

А что есть введение красного флага в чёрно-белый фильм? Колоссальная ж неожиданность! – Наверно, за колоссальность можно и её рождение отдать не сознанию, а подсознанию.

Но!

Не тому подсознанию, которое есть подсознательнй идеал, а тому, которое обеспечивает органическое единство (т.е. эстетическую ценность).

Так что нечего примазывать Эйзенштейна к высшему, к неприкладному искусству. Он – творец второсортного, искусства – прикладного.

7 апреля 2022 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://zen.yandex.ru/media/id/5ee607d87036ec19360e810c/formalist-eizenshtein-624f35f09b6e9a5d703b0fa1?&

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)