С. Воложин
Дали. 1921.
Иллюстративный смысл
Околоискусство. |
С чего Сальвадор Дали начинал в сюрреализме
Дали в сюрреализме начинал с вот этой картины.
1921.
И можно думать, что он просто как бы повторял старых мастеров.
"Сюрреалистические мотивы использовали в своих работах еще мастера Эпохи Возрождения. Триптих Иеронима Босха (Jheronimus Bosch) “Сад земных наслаждений” переполнен загадочными фигурами, порожденными фантазией мастера. На картине изображены облеченные в плоть галлюцинации…” (https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/syurrealizm-iskusstvo-iz-glubin-podsoznaniya-cheloveka).
Но. У Босха весь кавардак противопоставлен пленительным далям.
Фрагмент центральной чести "Сада земных наслаждений", освобождённый от фигур.
И столкновение кавардака тут с пленительностью там даёт катарсис, который можно осознать как Гармония низкого и высокого (см. тут). А Босх и был-то современником Высокого Возрождения.
У Дали такого столкновения нет. Хаос на земле и в небе.
Один автор видит "в центре – изображение мужчины, как две капли воды похожего на самого Дали” (https://artifex.ru/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/%D1%81%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%80-%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8/).
И намекает, что это его умерший младенцем старший брат. Тогда в центре можно видеть вагину, роды и думать про грешность самого акта рождения. И что? Полёт ангелов вокруг этого акта есть противопоставление низкого и высокого? Тоже с гармонией в итоге?
Как-то сомнительно. По-моему, вероятнее, что этот кавардак в небе, на земле и в красках есть честный простой образ истерики, которою Дали пользовался с раннего детства, чтоб выводить у окружающих по своему то, что ему вздумается.
Нет тут никакой загадочности. И никаких аллюзий, считающихся (по мнению автора первой цитаты) признаком сюрреализма. И никакой художественности. Если считать художественностью следы подсознательного идеала автора.
Так какой, к чёрту, подсознательный, когда так всё очевидно. Он просто тут слишком молодой, чтоб ловчить, как когда повзрослел. (Тут ему 17 лет.)
Строптивость шептала ему, что обычное живописное бунтарство (которое в Европе началось в прошлом веке импрессионизмом) не делает его бунтарём теперь, спустя почти полвека.
Дали. Виллабертран. 1913.
Дали. Голландский интерьер. 1914.
Дали. Фиеста в Фигерасе. 1914 - 1916.
Дали. Лодка. 1918.
И так далее. И то же – с последующими бунтарскими живописными стилями.
Что делать? – Вот он и дёрнулся некий раскардак изобразить. А потом сообразил подобное нагрузить, красиво выражаясь, аллюзиями. Ибо и сам чувствовал и про других знал, что так думают, что должна быть какая-то непонятность, иначе художественностью не признают. А ему нужна была признательность. Вопреки капризности и истеричности, противопоставлявшей его всем.
Он даже постарался быть честным – не выдумывать непонятности. Понимал: будет чувствоваться, что от головы это, от сознания.
А тут подвернулся Фрейд с его подсознанием. О! Сны надо рисовать. Вот уж будет непонятность! И ненадуманная, а естественная.
Вообще-то это возможно. Мне во сне раз стих приснился (а днём мне сами собой стихи не сочиняются):
Судьба, судьба…
Судьба снов прекрасных,
Столь явных и ясных,
И всё-таки только
… напрасно.
Я проснулся и запомнил. А он просыпался и зарисовывал.
Но к подсознательному идеалу это вряд ли относится.
Так что я сюрреалиста Дали не могу считать художником. – Прикладник, в лучшем случае. А лучше – околоискусство это. Ибо занимается иллюстрированием того, что видел во сне. Чем это отличается от иллюстрирования чего-то знаемого в бодрствующем состоянии…
11 июня 2020 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |