С. Воложин
Леонардо да Винчи. Набросок реки Арно
Эстетический смысл
Вечная радость жизни. |
Это плохо
Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал набросок долины реки Арно.
Леонардо да Винчи. Набросок реки Арно. 1473. Перо, чернила.
Он, наверно, всё-таки не пером сделал нежно-серые площади, а пальцем… И чернила использовал разной густоты. В бледное чуть макал палец и водил им… Надпись внизу сделана бледными чернилами. Кроны деревьев – тоже. Дальние горы – тоже.
Но не согласитесь ли, что вот здесь
Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1465. Фрагмент.
и здесь
Боттичелли. Мадонна делла Лоджиа. Ок. 1467. Фрагмент.
Боттичелли. Покаяние Святого Иеронима. 1480-1490. Фрагмент.
воздушная перспектива чувствуется гораздо хуже, чем у Леонардо. Хоть у Липпи и Боттичелли – живопись, а у Леонардо – рисунок пером.
Так в том-то и заслуга Леонардо, что он осознаннее относился к воздушной перспективе, чем другие. Он даже словами выразил это. Даже термин “воздушная перспектива” выдумал.
И в том – ценность наброска Леонардо, в открытии в области изобразительной техники, а не в том, что он тут двумя руками рисовал.
Технические открытия мало значимы для вечной жизни искусства. Важнее умение передать радость жизни, которая не зависит от времени создания (разве что средневековье – с его радостью смерти – должно быть исключено). Раннее Возрождение, примеры из которого я привёл, дают эту радость – зародышами воздушной перспективы. И это – эстетическая ценность, более высокая, чем техническая. Вечная, потому что радость ценности жизни вечна. Ещё важнее то особое состояние (общения двух подсознаний), какое возникает – если возникает – от картины. Такое способно автора обессмертить. Как Липпи и Боттичелли (см. тут, и вы поймёте почему: там рассматривается не фрагмент, а целая картина). Но не может обессмертить Леонардо этот набросок. Он здесь просто вооружился для другого технического открытия, сфумато (рисовать лица, окружёнными воздухом). Вот оно-то – даже не оно, а то, как он им распорядился (для общения подсознаний) – и обессмертило его. – А новооткрытая “настоящая революция” - медь звенящая или кимвал звучащий.
9 апреля 2019 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
http://newlit.ru/~hudozhestvenniy_smysl/6454.html
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |