Чехов. Человек в футляре. Художественный смысл

Художественный смысл – место на Синусоиде идеалов

С. Воложин

Чехов. Человек в футляре.

Художественный смысл.

Ницшеанство.

 

3-е продолжение уныния с Чеховым

Читаю всё ту же книгу Катаева “К пониманию Чехова” (2018) – https://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_2113828#19, а огорчает он меня всё по-новому.

"Ещё одно направление филологии - нарратология [про принципы соединения слов в последовательность], изучение способов и модусов построения повествования, - приобретает в наши дни статус едва ли не науки наук. В Гамбурге под руководством Вольфа Шмида работает институт нарратологии. В. Шмид и его ученики занимались нарратологическим анализом, в числе других, и некоторых текстов Чехова, прелагая при этом их новое прочтение” (С. 67).

Так меня в Катаеве огорошивает, что он спокойно пишет на 67-й странице о новом прочтении. Ведь 66 страниц тогда написаны о старом прочтении, т.е. неверном.

Или я с чёрно-белым мышлением?

Нет. Но наука-то, даже включая старую теорию в новую как частность и сохраняя для старой удел приблизительности, всё же достаточно плохо к старой относится. А Катаев – нет.

Шмид заметил, что у Чехова есть связь слов не только по времени или причинно, но и ещё неким образом. Ну? Так чем это не образ иномирия метафизического, в котором всё-всё-всё НЕ ТАК? Как небывающий в природе зелёный солнечный луч из предыдущей статьи (см. тут).

*

"…рассказ о гимназии и городе, терроризированных страхом, которое внушало ничтожество, вобрал в себя признаки целой эпохи в жизни всей страны за полтора десятилетия. Да, это была вся Россия эпохи Александра III… Это рассказ “Человек в футляре”” (С. 78).

Это передёрг. Не страх описан учителем Буркиным (а не дан от автора, кстати), а гнёт привычки. Менталитет традиционализма, как говорят про Россию полтораста лет спустя. Гнёт снизу, а не сверху:

"А на педагогических советах он просто угнетал нас своею осторожностью, мнительностью и своими чисто футлярными соображениями насчет того, что вот-де в мужской и женской гимназиях молодежь ведет себя дурно, очень шумит в классах, — ах, как бы не дошло до начальства, ах, как бы чего не вышло, — и что если б из второго класса исключить Петрова, а из четвертого — Егорова, то было бы очень хорошо. И что же? Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном, маленьком лице, — знаете, маленьком лице, как у хорька, — он давил нас всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и в конце концов исключали и Петрова, и Егорова”.

И, чтоб не думали, что это про политическую реакцию времени Александра III, специально введён другой персонаж, Иван Иваныч, врач, который как раз был против гнёта сверху:

"— Видеть и слышать, как лгут, — проговорил Иван Иваныч, поворачиваясь на другой бок, — и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, — нет, больше жить так невозможно!

— Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иваныч, — сказал учитель. — Давайте спать”.

И рассказ кончается.

А есть и текст от автора (при рассказе, кроме этого места, сплошь состоящего из прямой речи Буркина):

"Была уже полночь. Направо видно было всё село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Всё было погружено в тихий, глубокий сон; ни движения, ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно. Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука”.

Что тут играет роль несуществующего в природе зелёного луча?

Я думаю – гиперболическая длина села "верст на пять”.

Верста – 1066,8 метров. Считаем километр. Смотрим на карту Новороссии 19 века.

Видим, что вдоль Днепра самые близко друг к другу лежащие сёла Будвiльскiй, Фёдоровка, Ивангородъ, Аврамова и т.д. расположены друг от друга на расстоянии не более 2-х км. Значит длины села "верст на пять” не может быть. – Вот это и есть образ метафизического иномирия. Весь Этот мир Чехову отвратителен, а не Россия реакционной эпохи Александра III.

22 августа 2023 г.

Натания. Израиль.

Впервые опубликовано по адресу

https://dzen.ru/a/ZOTzbq9yTwkCmAIT

 

 

На главную
страницу сайта
Откликнуться
(art-otkrytie@yandex.ru)