С. Воложин.
Бродский. На независимость Украины.
Ницше. Против законов.
Художественный смысл.
Ницшеанство. |
Неужели я маньяк?
(Про Бродского и про недогосударство Украину)
Кем был Катон Старший, все выступления в сенате заканчивавший словами: “Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен”?
А я всюду хочу протащить влияние подсознательного идеала.
Один из них, ницшеанский, меня особенно будоражит. За мистичность и космичность. Возможно, это связано с глубоким, получается, впечатлением от атомной бомбардировки. Мне тогда было 7 лет. Я начал склоняться к религиозности. Я увидел при свете зарницы Бога со свитой. Мой дед очень странно молился (в городе после войны не было синагоги, и он молился дома, и я обещал ему вырасти и дать деньги на постройку синагоги). Бабки моих товарищей, украинцев, усиленно заговорили об Апокалипсисе, пацаны их речи передавали друг другу. Я впечатлялся. Разрушенную снарядами церковь возле нашего двора пацаны называли знаменитым местом. Тут, мол, встретились Всемирный Потоп и Всемирный Огонь и поглотили один другого. Страсть что… А ницшеанство часто выражается путём доведения восприемника до предвзрыва, обещающего такой силы взрыв, что он вышвырнет тебя в иномирие из Этого мира, плохого-преплохого всячески, вплоть до того, что непереносима сама причинность. – Вон, Ницше сочинил:
Против законов
Моченым шну`ром вновь и вновь Стянул мне горло шум часов; Мерцанье звезд, петуший крик, И свет, и тень - исчезли вмиг, И все, что знал я, стало вдруг Глухой, немой, ослепший круг - Во мне остался мир без слов Под шум закона и часов... |
Ницшеанец, сверхчеловек, ненавидит обычных людей. И единственно, с чем может примириться, это с чем-то, приближающимся к Абсолюту, к Вечности. Например, со своим народом примириться, как Бродский, с русским (см. тут). Это великий народ. Потому ему не грозит исчезновение в порядке осуществления того закона природы, что языков на планете становится всё меньше, и в каком-то будущем останется несколько.
Как-то прослышав про этот закон, я в детстве рационально решил, что русский язык точно сохранится и потому буду-ка я русским, а не евреем. (И стал-таки в результате по самоощущению русским после 10 лет отроду, когда меня из Украины увезли в Литву, где мой суржик был совершенно неуместен.)
Через 40 лет я вернулся жить на Украину, и со слабым сочувствием увидел, что украинский язык неконкурентоспособен.
А Украина, обретя независимость, предательски проголосовав за неё на референдуме, в том же году, раньше, проголосовав на референдуме же за сохранение СССР, осталась недогосударством, каким была всю свою историю и в составе СССР, и до воссоединения с Россией в 1654 (металась, к кому бы прислониться; все окружающие народы имели государственность, и только Украина – нет). И в составе царской России она то и дело косила в предательство (Выговский с Польшей, Мазепа с Швецией, Скоропадский с Германией, Петлюра с Польшей).
И мне, считающего Бродского ницшеанцем, подумать, что доведение читателя до предвзрыва естественно увидеть в ненависти к Украине, второй референдум в которой в 1991 году привёл к распаду СССР. К этому недогосударству (гений Бродского как в воду глядел в 1991 году {первое чтение стихотворения зафиксировано в 1992 году, а есть много черновиков – Бродский, видимо, долго его писал}). То есть ненависть Бродского к Украине есть частный случай ненависти к человечеству (которое ж обыкновенно в своей мещанской низменности и своекорыстии).
На независимость Украины
Дорогой Карл Двенадцатый, сражение под Полтавой, слава Богу, проиграно. Как говорил картавый, “время покажет кузькину мать”, руины, кости посмертной радости с привкусом Украины. . То не зелено-квитный, траченый изотопом, — жовто-блакитный реет над Конотопом, скроенный из холста: знать, припасла Канада — даром, что без креста: но хохлам не надо. . Гой ты, рушник-карбованец, семечки в потной жмене! Не нам, кацапам, их обвинять в измене. Сами под образами семьдесят лет в Рязани с залитыми глазами жили, как при Тарзане. . Скажем им, звонкой матерью паузы метя, строго: скатертью вам, хохлы, и рушником дорога. Ступайте от нас в жупане, не говоря в мундире, по адресу на три буквы на все четыре . стороны. Пусть теперь в мазанке хором Гансы с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы. Как в петлю лезть, так сообща, сук выбирая в чаще, а курицу из борща грызть в одиночку слаще? . Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит. Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит, брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый отвернутыми углами и вековой обидой. . Не поминайте лихом! Вашего неба, хлеба нам — подавись мы жмыхом и потолком — не треба. Нечего портить кровь, рвать на груди одежду. Кончилась, знать, любовь, коли была промежду. . Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом! Вас родила земля: грунт, чернозем с подзолом. Полно качать права, шить нам одно, другое. Эта земля не дает вам, кавунам, покоя. . Ой-да левада-степь, краля, баштан, вареник. Больше, поди, теряли: больше людей, чем денег. Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза, Нет на нее указа ждать до другого раза. . С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи! Только когда придет и вам помирать, бугаи, будете вы хрипеть, царапая край матраса, строчки из Александра, а не брехню Тараса. 1991 г. |
Больше всех досталось украинцам. Но и русские схлопотали под сурдинку: "семьдесят лет в Рязани”. Он и над пушкинским “Нет, весь я не умру…” посмеялся. Это, мол, самообман, что можно надолго продлить некую жизнь творчеством. Все будут забыты. А украинцы-де всё равно превратятся в русских и будут хотеть по-пушкински сохраниться. А шевченковское –
Як понесе з України У синєє море Кров ворожу... отойді я І лани, і гори — Все покину і полину До самого бога |
И когда с полей Украйны Кровь врагов постылых Понесет он... вот тогда я Встану из могилы — Подымусь я и достигну Божьего порога |
есть враньё. Нет Бога.
17 февраля 2022 г.
Натания. Израиль.
Впервые опубликовано по адресу
На главную страницу сайта |
Откликнуться (art-otkrytie@yandex.ru) |